Не прошло и двух недель, как отзвенели первые звонки во всех школах, ульяновские малыши пошли в детские сады, а у мам и пап, бабушек и дедушек уже появились вопросы, связанные с началом нового учебного года. На них в среду, 9 сентября, в редакции нашей газеты отвечали заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, начальник Управления образования мэрии города Ульяновска Людмила Дмитриевна Соломенко, заслуженный учитель РФ, заместитель начальника Управления образования Светлана Ивановна Куликова, начальник отдела дошкольного образования Наталья Александровна Павлова, начальник отдела воспитательной, профилактической работы и дополнительного образования Ирина Владимировна Ширяева.

– Здравствуйте, меня зовут Екатерина Андреевна, мой ребенок учится в гимназии №1. Я думала, что старое здание нашей гимназии законсервируют в связи с его плохим состоянием. Но мой сын, который учится в начальных классах, продолжает в нем заниматься. Почему здание по-прежнему функционирует? Насколько оно безопасно?

– В течение лета была восстановлена кровля, изготовлена смета на ремонт по ликвидации аварийной ситуации. Сам ремонт начнется после 1 января 2010 года, когда Москва выделит на него средства в размере 10 миллионов рублей. Здание признано не аварийным, а ограниченно работоспособным. Это означает, что в нем разрешено проводить уроки, кроме занятий физкультурой и подвижных перемен. Поэтому сейчас детей в нем можно обучать.

– Здравствуйте, я бабушка ученицы пятого класса. Раньше, в советское время, даже на производствах были «пятиминутки» для гимнастики, когда все сотрудники предприятия занимались физкультурой, это укрепляло здоровье и не давало развиться многим заболеваниям. В школах дети на уроках прерывались на несколько минут и тоже делали непродолжительную зарядку. Конечно, сейчас есть уроки физкультуры, но их, на мой взгляд, недостаточно. Есть ли возможность ввести в учебный процесс утреннюю гимнастику для детей или что-нибудь подобное?

– Я 10 лет назад защищала кандидатскую диссертацию по теме «Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников». В ней были разработаны методы по укреплению здоровья детей или хотя бы сохранению его. И сейчас, спустя 10 лет, они являются актуальными, потому что еще есть проблема ухудшения здоровья детей во время обучения в школе. К методам укрепления здоровья относятся динамические занятия, чередование умственной нагрузки и физической – уроков физкультуры, хореографии, ритмики. Неслучайно и областной администрацией, и руководством города, и нами, Управлением образования, согласована программа двигательной активности, которая начинается с утренней гимнастики за 10 минут до начала первого урока во всех школах. В течение первой недели занятий мы еще не успели проверить, во всех ли школах проводится утренняя гимнастика. Но дали указания директорам учебных заведений и их заместителям – акцентировать внимание на ее выполнении в утренние часы. Кроме того, на каждом уроке как в начальных классах, так и в старших учителя должны проводить физкультминутки, на которых дети могли бы встать, пройтись по классу, сделать какие-то упражнения, посмотреть вдаль, расслабить свое зрение, исправить осанку. Это должно снять у учеников напряжение, усталость, а в конечном итоге – сохранить здоровье.

– Здравствуйте, меня зовут Ирина Леонидовна. В прошлом году мой сын не справился с ЕГЭ и получил справку о том, что он учился в школе. Я знаю, что он может вновь в этом году сдать ЕГЭ. Меня интересует такой вопрос: что с ним будет, если он опять не наберет нужное количество баллов? Неужели он так и не получит аттестат об окончании школы? Или ему придется уже на следующий учебный год сдавать экзамены?

– В этом году 201 одиннадцатиклассник не справился с ЕГЭ, им вручили справки о том, что они прослушали курс 11-летней школы. В этом году они снова могут сдавать ЕГЭ, но если они не наберут нужное количество баллов, то они вновь получат справку. И так до тех пор, пока не справятся с ЕГЭ. Мы рекомендуем детям не терять зря времени, по ступать в училища, чтобы приобрести какую-то профессию.

– Добрый день, меня зовут Юлия. Мой ребенок посещает детский сад №179. У нас регулярно делают ремонты в садике, но вот до электропроводки руки не доходят. В межсезонье, пока не включили отопление, в садике холодно. А воспитатели не включают обогреватели, говорят, что проводка не выдержит – старая. Дети ложатся спать тепло одетые, играют на полу и мерзнут, в итоге – они часто болеют. Можно ли что-то сделать?

– Вообще в этом году на ремонт детского садика №179 были выделены средства: в нем построили новые теневые веранды для детей и сделали косметический ремонт. При формировании бюджета на следующий год мы вновь выделим средства для ремонта и вашему садику. Только нужно, чтобы заведующая сделала соответствующую заявку и составила смету на ремонт электропроводки. Я передам ваш вопрос и просьбу в материально-технический отдел.

– Здравствуйте, на первом родительском собрании в школе нам предложили «скинуться» на оплату охраны. Я хочу узнать: законно ли это? Кто именно должен оплачивать работу охранников в школах: родители или на это выделяются бюджетные деньги?

– Должны родители или нет «скидываться» на охрану, решают родительские либо попечительские советы школы. Они же думают, какую именно охрану нанимать. К сожалению, в нашей стране нигде еще не закладывается вся необходимая сумма на охрану, но мы к этому стремимся. В проект бюджета на 2010 год мы включили эти расходы, по заявлению директоров и заведующих детским садами, но не знаем, насколько они будут профинансированы.

– Здравствуйте, меня зовут Кристина Петровна, у меня двое детей ходят в школу. Следует ли оплачивать кружки, дополнительные часы занятий с педагогами, вносить деньги на покупку занавесок? Существует ли какой-то перечень дополнительных платных услуг?

– У нас в городе – 30 учреждений дополнительного образования детей, посещать кружки и секции в которых можно бесплатно. Во вторник прошло городское родительское собрание, на котором присутствовали 400 человек. На нем мы кратко ознакомили родителей с видами бесплатных услуг наших учреждений, работающих в Ульяновске. Полный список всех учреждений дополнительного образования, с характеристиками, кадрами, направлениями деятельности можно посмотреть на сайте управления образования education.simcat.ru/ uo и узнать по телефонам 44-30-25, 41-08-91. Что касается общеобразовательных школ, то в них могут быть какие-то платные занятия, но записывать на них детей или нет – решать родителям. Причем школы сами не устанавливают цены на эти виды услуг, стоимость утверждает комитет по регулированию цен и тарифов мэрии города Ульяновска. В каждом образовательном учреждении есть перечень платных услуг с расценками. Такие сообщения располагаются на досках информаций.

Что касается занавесок, то родители сами решают вопрос о благоустройстве класса или приобретении инвентаря. Мы не настаиваем на таких покупках, тем более, что все классы во всех городских школах полностью укомплектованы необходимой мебелью, и покупка новой совершенно не обязательна.

– Здравствуйте! Меня зовут Петр Николаевич, мой сын Андрей учится в седьмом классе. Скажите, пожалуйста, обязаны ли школьники мыть в классах полы или это должны делать уборщицы?

– В 2002 году введены новые санитарные правила и нормы. Согласно этому документу, все учащиеся освобождаются от мытья полов, окон, стен, уборки в столовых. Кроме того, закон об образовании запрещает детей привлекать на общественные работы.

– Здравствуйте, меня зовут Светлана. Моя дочка на следующий год пойдет в школу, сейчас она посещает детский сад. Скажите, пожалуйста, достаточно ли занятий с воспитателями для хорошей подготовки к школе или мне нужно водить ее еще куда-нибудь дополнительно?

– Я думаю, что достаточно, потому что занятия в подготовительных группах детских садов предусматривают формирование у детей всех необходимых перед первым классом навыков. Поэтому не надо ребенка водить на дополнительные занятия, к репетиторам, «ставить» ему руку, писать. Достаточно того, что его в детском саду научат рисовать, разговаривать и рассказывать об увиденном, выучат с ним буквы, разработают ему мелкие мышцы рук для тог, чтобы он в дальнейшем мог правильно писать. Лучше в свободное время вам вместе с ребенком погулять, что-то вместе сделать, позаниматься физкультурой, просто пообщаться.

– Добрый день, я Мария Петровна, живу в Засвияжском районе. Мой ребенок ходит в подготовительную группу садика по месту жительства. Хочу на следующий год отдать его в школу поближе к моей работе – в центре города. Это возможно? Где проходят в школах подготовительные занятия?

– Вы можете отдать ребенка в первый класс в любую школу, главное, чтобы там были места. Единственно, что это будет очень тяжело для ребенка. Рациональнее будет, если ребенок хотя бы до пятого класса станет посещать школу по месту жительства, где смог бы оставаться в группе продленного дня до вашего возвращения с работы.

– Здравствуйте, меня зовут Светлана Геннадьевна. В этом году мой сын пошел в первый класс. Забирать его из школы рано некому, существует ли в школах продленки?

– В каждой школе по запросу родителей работают группы продленного дня. В дежурной группе дети могут оставаться до 18.00. В группы продленного дня в основном ходят учащиеся начальных классов. В них они после занятий обедают, отдыхают на улице, играют, посещают кружки, выполняют домашние задания.

– Здравствуйте, моя фамилия Маркина, я звоню по поводу того, что в скором времени здание школы искусств №10 на ул. 40-летия Победы отдадут под детский сад. Что будет с коллективами Додосова? Где столько ребят станут заниматься?

– У нас действительно работает городская программа «Доступное дошкольное образование», по которой мы освобождаем здания детских садов, ранее переданных в различные ведомства, и возвращаем в дошкольную сеть. Под школу искусств №10 будет выделено другое равноценное здание, где коллективы Додосова смогут в хороших условиях работать, не переставая и не меняя режима. Пока вам рано волноваться, переезд намечен не ранее, чем на 2011 год.

– Здравствуйте, в прошлом году мой ребенок в школе получал бесплатное питание. Можем ли мы и в этом году надеяться, что он будет бесплатно кушать в столовой?

– Условия экономического кризиса ухудшили возможность решения проблем по питанию малообеспеченных школьников. У нас недостаточно денег, чтобы реализовать питание малообеспеченных в полную силу. В прошлом году оно было организовано на сумму 50 рублей на человека в день, в этом году – на сумму 30 рублей. По состоянию на 31 мая, у нас насчитывалось 8000 детей, которых необходимо было накормить. С 1 сентября эти же дети продолжают получать бесплатное питание. В течение месяца будут уточняться списки, потому что некоторые дети уже окончили школу, другие только начали в ней учится. По сформированным новым спискам, утвержденным в районных комитетах социальной защиты, дети будут питаться до 31 декабря. А дальше будет действовать новое постановление мэра на протяжении второй половины учебного года. Вопрос питания даже при скудности бюджета мы продолжаем решать положительно.

– Здравствуйте, я ежедневно хожу по улице 12 Сентября и вижу, что в здании школы №84 ведутся какие-то работы. Что там будет?

– Скоро там откроется детский сад, рассчитанный на шесть групп. Сейчас по адресу: улица 12 Сентября, 106 А, идет ремонт, закупается необходимое оборудование. В октябре детский сад примет 110 воспитанников.

– Здравствуйте, мой сын страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата. Скажите, будет ли в Ульяновске открыта специализированная школа для ребят с такими же недугами? И когда?

– Президент РФ и Ульяновская Городская Дума с лета этого года ставят перед нами задачу открытия детских садов и школ для детей с ограниченными возможностями, у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Мы готовим проект по подготовке одной школы для обучения детей-колясочников, она будет располагаться в северной части города. Сейчас мы обдумываем, какие штаты должны быть, как вести уроки, какую применить методику, какие создать условия, какие подъемники сделать. Одну-две группы для таких детей создадим в заволжском детском саду. Если сложатся наши намерения, финансовые возможности и поддержка, то в течение года мы сможем открыть специализированную школу и садик. Также для них прорабатывается вопрос удобного получения дополнительного образования по различным направлениям.

На «прямой линии» дежурила Ольга Клеваная