Между ульяновской публикой и Казанским академическим русским большим драматическим театром имени В.И. Качалова завязалось нечто похожее на любовь с первого взгляда.

В зале был аншлаг 15 сентября, когда на сцене Ульяновского областного театра драмы имени И.А, Гончарова открывались гастроли. Народный артист России Александр Славутский – худрук и директор театра-гостя, – выйдя к зрителям, объяснил, почему выбор для поездки пал именно на Ульяновск. Здесь – знаменитый на всю Россию театр Копылова, который ставит высокую драматургию, что весьма роднит оба творческих коллектива. К тому же от Казани до Ульяновска рукой подать.

Необходимо отметить, что качаловский театр – заядлый гастролер, снискавший успех не только в крупных городах России, но во Франции, Финляндии, Болгарии, Египте, других странах. Понятно, что поездки – удовольствие недешевое, и финансируются они на республиканском уровне, в чем казанцам может позавидовать белой завистью любой провинциальный театр, да и иной столичный тоже.

В Ульяновске на билеты спектаклей театра из Казани случился небывалый спрос: почти все они распроданы. Так что даже Славутский озаботился: не рискуют ли коллеги из Ульяновска, пригласив его коллектив накануне открытия собственного театрального сезона.

Уже первая постановка кача-ловцев снискала успех: крики «браво», цветы, долгие аплодисменты. Все-таки знакомство с другим режиссерским почерком, в особенности, когда это большой мастер, каковым давно признан Александр Славутский, – счастье.

А его театр – авторский, и наш зритель увидит весь спектр творческих возможностей режиссера: все семь привезенных спектаклей созданы его рукой. На пресс-конференции накануне гастролей мэтр, правда, признался, что постановки в его театре – дело коллективное. Он сочиняет их вместе со своими актерами и учениками.

Таким же образом появилась на свет и открывшая гастроли «Пиковая дама» по Пушкину. Спектакль – один из самых именитых в театре и долгожитель: ему десять лет. Его премьера прошла на международном фестивале в Марселе, он побывал на Пушкинских фестивалях в Москве и Пскове, где был назван «самым ярким зрелищем». Еще на одном театральном фестивале, в Челябинске, за роль графини Анны Федотовны актриса Светлана Романова получила приз за лучшее исполнение женской роли.

И это неудивительно, потому что температура в «Пиковой даме» по накалу переживаний, яркости красок, какому-то мистическому чувству высока. Ее не остудить тронутым инеем огромным окнам богатых домов северной столицы (сценография Александра Патракова). Порой эти окна воспринимаются как клетки, из коих хотят и не могут вырваться герои, ибо в этой театральной фантазии над ними властвуют страсть к игре и игра страсти. Меж окон, то опускающихся, то взмывающих вверх, под горячие мелодии Пьяццоллы танцуют свой роковой танец Дамы и Валеты, Тузы и Шестерки (хореография Сергея Сентябова), и ложатся на стол карты, ставятся на кон судьба, душа, любовь, честь, последний грош. Как легко обмануться, потеряться, пропасть в этом красивом столичном маскараде…

А жизнь тоже разыгрывает свои комбинации с людьми. Уставший от нищеты Германн (артист К. Ярмолинец), по сути дела, продает душу дьяволу. Он – зомби, идущий к своей цели: выведать любой ценой тайну трех карт. Лиза (артистка И. Филианова) тоже устала: от тирании своей вздорной попечительницы, от неопределенности и унизительности своего положения в обществе. Но отнюдь не любовь движет ею, когда она отвечает на притворно-страстные письма Германна. Оба – тени в окнах-клетках, и ни освободиться им, ни спрятаться за прозрачными стеклами…

В молодости азартная картежница, а ныне старая вздорная ведьма в инвалидной коляске графиня Анна Федотовна (народная артистка России Светлана Романова) воистину владеет колдовскими чарами. Все и вся вращается вокруг нее: от поганок-приживалок и горничных до племянника Томского, втайне мечтающего заполучить хоть что-то в наследство, до Германна, для которого ее тайна стала навязчивой идеей. Анна Федотовна – центр и зрительского внимания. Актриса завоевала его блистательной игрой: дребезжащий капризный голос, ужимки престарелой кокетки, не утихшая с возрастом жажда жизни и светских развлечений, игривость и озорство уже в качестве привидения. Зрители невольно вздрогнули, когда только что бездыханный труп графини вдруг начал подниматься со смертного одра. Они, кажется, поверили, что героиня Светланы Романовой и в самом деле мертва.

Пружина спектакля раскручивается легко, он изящен и фееричен. А еще наводит на размышления о том, что пушкинская «Пиковая дама» – удивительно современная вещь. Вспомним недавний шум по поводу закрытия казино по всей России, непрекращающиеся попытки владельцев игорных домов замаскировать их под какой-нибудь безобидной вывеской. Наверное, они неистребимы в обществе, где духовные и нравственные ценности ничего не стоят, когда соблазн легкого обогащения витает в воздухе и обрел масштабы национальной эпидемии…