Сегодня отмечает юбилей директор Института международных отношений УлГУ профессор Светлана Борисова.
— Светлана Александровна, как иностранные языки стали вашей судьбой?
— Интерес проснулся в самом раннем детстве. Я училась в первой школе, там иностранные языки преподавали со второго класса. Кстати, в детстве жила в районе Тутей, дома стояли как раз на том месте, где выстроен университетский городок. После школы поступила в пединститут, потом десять лет проработала школьным учителем. Этот опыт помогает мне лучше понимать психологию студентов. В райкоме КПСС, куда я попала после работы в школе, курировала вузы. В те времена любой вопрос согласовывался с партией, не был исключением и процесс открытия филиала МГУ в Ульяновске. Так что в каком-то смысле я стояла у истоков создания классического университета, а потом пришла работать в этот вуз.
— Начинали рядовым преподавателем?
— С самой низкой ступеньки – ассистентом. Участвовала в организации новой кафедры – мне показалось интересным название «Кафедра языка и культуры». Потом начала расти. И когда встал вопрос организации Института международных отношений, руководство вуза предложило мне стать директором-организатором.
— Не страшно было становиться во главе столь масштабной структуры?
— Было интересно. Я всегда любила новое. Под одной крышей собрали все университетские подразделения, которые занимаются языками. Мы постоянно совершенствуемся, больше других открыты для передового зарубежного опыта. И студенты в институте особенные, мы нацеливаем их на вопросно-ответный тип обучения. Зарубежные лекторы, приезжающие в нашу страну, сетуют, что российские студенты не умеют вести диалог с преподавателем. Наши умеют.
— Никогда не было мысли заняться чем-то другим помимо педагогики? Все-таки языки открывают такой простор для деятельности…
— Когда я начинала профессиональный путь, страна была достаточно закрытой, а какая-либо международная деятельность практически невозможной. Но мне удалось поработать в туристической области — водила экскурсии. Когда преподавала в 21-й школе, в ней единственной было Общество германо-советской дружбы. Практики мне хватило, и все-таки я пришла к выводу, что сфера образования – это мое.
— Но вы не ограничились только преподаванием. Женщина-профессор – явление не такое уж частое.
— Изначально заниматься наукой я не планировала. Но сама обстановка в университете подвигла на это. В вузе как раз организовывалась аспирантура, и я – уже в достаточно зрелом возрасте – поступила на направление «Философия», планировала заниматься философией языка. Но научный руководитель уехала в Москву, а в университет приехала профессор Наумова, она организовывала аспирантуру по теории языка. В 1996 году я защитила кандидатскую по вопросам организации пространства и времени в языковом аспекте, а в 2004 году сделала подарок себе на 50-летие, защитив докторскую.
— Казалось бы, куда расти?
— Всегда есть поле для совершенствования. Человек, занимающийся наукой, совершенствуется в учениках. Тринадцать воспитанников стали кандидатами наук, это мои помощники, продолжатели. Вместе мы разрабатываем новое направление – лингвокультурология. Оно лежит на стыке наук — лингвистики, межкультурной коммуникации, психологии, этнографии.
— Увлечение языками определяет хобби? Интересует культура разных народов?
— Это интересует любого культурного человека. Но, конечно, я должна владеть этой темой более глубоко — чтобы преподавать студентам языки, надо знать особенности этих стран и уж тем более свои традиции. Главное хобби – чтение. Я специалист по текстам, их восприятию. В последнее время с точки зрения языка меня привлекает легкое чтиво – женские детективы, естественно в оригинале. Я пыталась воспринимать их с точки зрения перевода и поняла — перевести такие книги невозможно, это очень культурно обусловленные произведения. Люблю заниматься цветами – выращиваю их на даче, а с недавних пор пытаюсь превратить в небольшой ботанический сад и свой рабочий кабинет.
— Перед юбилеем принято подводить итоги…
— Практически все цели, что я перед собой ставила, достигнуты. Теперь главная задача – воспитывать достойных учеников. Когда работаешь с молодежью, всегда хочется нового. Она дает нам силы, энергию, профессиональную потенцию. Мне интересно работать, буду продолжать, развивать наш институт, чтобы быть полезными университету, региону.