Виктория Аннинская начала свой путь композитора в пять лет. И по сей день она просыпается и засыпает с музыкой в голове, жалея, что не изобрели прибора, способного записывать эти партии сразу при помощи особых датчиков.

Виктория Владимировна училась в Петрозаводской консерватории — в свое время филиал Ленинградской. Поступать ехала «на педагога», и ей повезло — учителем стал Юзеф Кон, уникальная личность, музыкальный теоретик, человек энциклопедических знаний. Он по достоинству оценил талант своей подопечной и дал стимул к его развитию. А зародился дар рано.

— Однажды мама оставила меня – совсем крохотную — с бабушкой, которая не знала музыкальной грамоты, — вспоминает Аннинская. – Пришла, а бабушка ей сообщает: «Мы с Викой записали нотами песенку». Мама посмеялась, не восприняв это всерьез. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что я абсолютно точно высчитала, где должна быть написана та или иная нота, и действительно верно все изобразила. Таким образом у меня обнаружился абсолютный слух.

А через пару лет оказалось, что слух у Вики еще и цветной. Этим редким даром обладают немногие композиторы. Известно, что таким талантом были отмечены Асафьев, Римский-Корсаков, Скрябин. Цветной слух отличается, потому что играют свою роль психологические аспекты, но при его наличии всякая тональность представляется композитору в каком-то определенном цвете, а каждый цвет, и соответственно человек , звучит в своей тональности. Меня, например, Виктория Владимировна увидела в ре-бемоль-мажоре.

— Вы с пяти лет пишете музыку, в музыкальную школу поступали со своими пьесами. Налицо – гениальность. Разве в вас не кричат амбиции, что педагогическая деятельность в провинции не то чего вы заслуживаете?

— Меня мама ругает: ну что ты здесь сидишь? Но так сложилось. Вышла замуж, родила троих детей…Теперь куда от них? Но и в Ульяновске достаточно обширное поле деятельности. В училище ставим комические оперы, собираем оркестр, студенты разучивают партии. Недавно начала сотрудничать с кукольным театром – написала музыку к постановке «Русалочка». Мои произведения исполняются – их играют воспитанники музыкальных школ. А недавно я узнала, что на одном из всероссийских конкурсов мое сочинение входило в программу обязательного исполнения.

На курсах повышения квалификации в УлГУ Виктория Владимировна познакомилась с начальником управления информационных технологий и телекоммуникаций Виктором Приходько, он вел у педагогов музыкальную информатику. Выяснилось, что вкусы и пристрастия в музыке сходятся. А когда Аннинская узнала, что ее преподаватель и сам сочиняет, не раздумывая, предложила ему написать совместную оперу. Результатом сотрудничества стала «Гастроль Рычалова» — пародия на условия работы провинциального театра по пьесе Михаила Волконского. Сейчас Виктории Владимировне поступил заказ на мюзикл, который планируется поставить на ульяновской сцене. Раскрывать подробности этого проекта она пока не хочет.

— Классическая музыка – это веками накопленная коллекция шедевров. Можно ли войти в историю, когда музыкантам и без того есть что исполнять – Вивальди, Рахманинов…

— Это самая большая проблема. Талантливых композиторов много, но имеют ли они возможность быть услышанными? Крайне редко. В основном даже самых даровитых ценят лишь коллеги по цеху. Классическое образование по композиции дает большой простор для деятельности, каждый выбирает свое направление. Один пишет в стол, другой работает на рекламный бизнес, третий начинает писать более легкие вещи…

Виктория Владимировна рассказывает, что музыка звучит в ее голове постоянно. Даже ночью. Причем в партитуре – слышатся все инструменты оркестра. В такие мгновения Аннинская жалеет, что еще не изобрели прибора, способного сразу записывать эти звуки.

— Вдохновляют разные вещи. Встречи с интересными людьми, яркие события, влюбленность. При создании концерта для фортепиано с оркестром меня вдохновил … крик петуха. Услышав, я записала его, потом последовал еще один, записала и этот. В итоге получилась очень красивая природная музыка. Этим концертом я могу гордиться. Хотя часто со временем хочется переделать то, что написала раньше. Шуман по прошествии какого-то периода вообще не узнавал свои произведения. Слыша их, восклицал: «Какая милая пьеска! Кто автор?» Конечно, спустя время на многое смотришь по-другому…

Ее стихия как слушателя – русская музыка, мир Римского-Корсакова и чистая классика – музыка эпохи Возрождения, произведения в стиле барокко. Сын пытается приучить маму к року. Получается с трудом. А попсу она не воспринимает вовсе – как человека, с которым не удается настроиться на одну волну.

— Вы ощущаете себя состоявшимся композитором? И что для вас является критерием этого?

— Нет, я еще не состоялась. Критерий – чувство удовлетворенности от написанного. Создал что-то – удовлетворен результатом. Но если эта гордость от сделанного будет постоянной, ты перестанешь быть композитором. Любой автор должен все время находиться в поиске. У меня он только начинается. Позади постановка «Русалочки». Два месяца я была довольна тем, что сделала, и жила как обычный человек. Теперь снова начинаю искать. А значит – вновь становлюсь композитором.