Десять лет в архивах
В этом году медицинский факультет Ульяновского госуниверситета окончила Элеонора Николаева-Балл. Династия врачей пополнилась еще одним доктором. Элеонора стала представительницей пятого поколения врачей и четвертого поколения офтальмологов. Медицинская династия Николаевых, потомками которой являются наши герои, имеет почти двухвековую историю. В нее вписаны имена военных и гражданских врачей, фельдшеров, медицинских сестер…
На то, чтобы восстановить генеалогическое древо детей и супруги, Раису Николаеву-Баллу понадобилось более десяти лет:
— В семье моей жены всегда хранили семейные традиции, — рассказывает Раис Сагдатович. – Но все мы понимаем, что в советское время дворянское происхождение скорее скрывали, чем гордились им. Со временем многие звенья родовой цепочки утерялись. И я решил их восстановить. На долгие годы ретроспектива истории династии стала моим главным интересом. Осложнялось все тем, что предки и потомки рода были раскиданы по всему миру – приходилось совершать виртуальные путешествия в Латвию, Белоруссию, Грузию, Армению, Азербайджан, Казахстан. В венах моих детей и жены течет кровь разных народов — поляков, латышей, болгар, русских, азербайджанцев, иранцев, башкир, татар. Формулярные и послужные списки рода Николаевых хранятся в Федеральной архивной службе России, архивах других стран. Порой, чтобы восстановить тот или иной исторический факт, приходилось делать не один запрос и долго ждать ответа. За доступ к некоторым архивам требовалась плата в десятки тысяч рублей. Такие траты не по врачебной зарплате, так что в семейной книге еще остались незаполненные страницы.
Сегодня биография рода – две толстенные папки: ксерокопии документов, фотографий, воспоминания, записанные Раисом Сагдатовичем со слов жены. Розалия Мурадовна Николаева-Балл, хоть и чтит свое происхождение, относится к бумажным «раскопкам» мужа с некоторой иронией. А тот мечтает когда-нибудь издать книгу о медицинской династии.
Герой нескольких войн
В действительности отдельной книги заслуживает едва ли не каждый предок Розалии Мурадовны. За биографиями пращуров не просто жизнеописания аристократов, проживавших будни в тиши дворянских усадеб, а судьбы, достойные романов. На стыке веков, в сложное время крушения империи многие из них стали участниками исторических событий и приносили своей родине неоценимую пользу.
Родоначальником династии является Н.Н.Николаев. Любопытно, что корни семьи идут из Симбирска, где Николай Николаевич окончил церковноприходскую школу, а затем в №850 году в числе шести учеников был направлен в Казанский батальон военных кантонистов, в школу фельдшеров. Симбирск в середине XIX века испытывал крайнюю нужду в медиках, инициатором их обучения за казенный счет был врач Александровской больницы Пьер-Шарль Делоне. Так плененный француз из наполеоновской армии, принявший подданство Российской империи, изменил судьбу простого мещанина Николаева…
Семья Николаевых-Балл состоит в переписке с потомками Делоне, проживающими в Москве. К 200-летию Ульяновской Александровской больницы москвичи передали через Николаевых портрет Пьера-Шарля Делоне в дар клинике.
Начав свой путь с младшего фельдшера госпиталя Южной Армии, Николай Николаев лечил русских военнослужащих, раненых в ходе боевых действий в Турецкой империи при взятии крепости Карс, и был награжден медалью «В память войны №853-№856 гг.». Такую медаль получали только военные, она считалась очень престижной наградой.
В 1877 году Россия вступила в войну против Турецкой империи за освобождение православного болгарского народа от 200-летнего ига. В апреле военный фельдшер Николаев осуществил переход через границу Турции под командованием генерал-адъютанта Лориса-Меликова как прикомандированный к подвижному лазарету Кавказской гренадерской дивизии. За медицинскую службу, участие в боевых действиях он был награжден светло-бронзовой медалью.
В послужном списке Николаева – вклад в разгром турецкой армии под Аладжинскими высотами под личным руководством Его императорского Высочества, главнокомандующего Кавказской армии. Во время сражения вместе с Николаем Николаевичем в госпитале работала его супруга Варвара Степановна, сестра милосердия «Красного креста». Она умерла от инфекционного заболевания и захоронена у Русского госпиталя на Аладжинских высотах. И по сей день там находятся могилы русских офицеров, вольнонаемных, волонтеров, врачей.
За участие в этой военной операции Николай Николаев представлен к ордену Святого Станислава III степени с мечами, после установления блокады города Эрзерум — к ордену Святой Анны III степени с мечами, а перед выходом в отставку — орденом Святого Владимира IV степени за выслугу 35 лет в классных чинах.
Баронесса
В конце XIX века Николай Николаевич и его сын Владимир подали прошение на имя императора о приобретении потомственного дворянского титула с правом на внесение в третью часть дворянской родословной книги России. Прошение было удовлетворено.
В семейном архиве Николаевых-Балл имеется акт №8 от 31 января 1921 года, удостоверяющий законный брак 33-летнего Владимира Николаевича Николаева с 30-летней Розалией Петровной Вилюм. Баронесса, носившая полное имя Розалия Паулина Елисабет Петровна Вилюм, урожденная Бануш, стала второй супругой сына основателя династии. В семейном генеалогическом древе она значится как повивальная бабка второго разряда.
Родилась тезка и бабушка нынешней героини этого материала 1 мая 1891 года в местечке Ливенгоф Двинского уезда Витебской губернии, ныне эта территория принадлежит Латвии. Ревностная католичка успешно закончила курсы женской церковнопри- ходской школы и прошла курс повивальной школы доктора Ноле в Риге. В процессе обучения девушка обнаружила столь обширные познания, что была удостоена исключительно отличных оценок и оставлена работать при школе. Судьба ее первого мужа, барона Вилюма, неизвестна после взятия немцами Риги в ходе Первой мировой войны.
В 1915 году Розалия Петровна выехала в Армению, в село Большой Канапак, где война вновь настигла ее. Войска Турции, союзника Германии, заняли часть Армении и Азербайджана, к тому времени относится знаменитый исторический факт геноцида армянского народа, который Армения до сих пор не может простить Турции…
Изучая архивы, Раис Сагдатович установил – судьба сводила будущих супругов раньше, чем они в итоге встретились — в начале мая 1918 года Владимир Николаев находился рядом с Розалией близ линии фронта, служил начальником военного госпиталя. Но познакомиться им суждено было позже и в другом месте. После эвакуации из Большого Канапака баронесса переехала в Тифлис, а затем получила направление на работу в азербайджанский Кюрдамир, в больницу для беженцев. Там и встретилась с будущим супругом, которому впоследствии родила четверых детей…
Гены как ответственность
Баронесса Розалия Паулина Елисабет Петровна Вилюм была одной из первых дипломированных женщин-акушерок Азербайджана. Сегодня ее дело продолжает правнучка, Диана. Представитель пятого поколения врачей, третьего поколения акушеров-гинекологов — аспирант кафедры акушерства и гинекологии Ульяновского госуниверситета. По стопам основателя династии Николаевых – в военную медицину – пошел младший брат Дианы, Феликс. Выпускник Ульяновского суворовского высшего военного училища получает образование в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга и готовится стать врачом на морфлоте.
Состоящая из пяти членов, семья Николаевых-Балл полностью медицинская. Глава семейства, Раис Сагдатович, работает отоларингологом. Шутит, что он один в семье – «обычный», не белая кость. Его супруга Розалия Мурадовна – офтальмолог. Николаевы-Балл сетуют, что в городе, который в свое время считался гнездом русского дворянства, потомки аристократов не хотят помнить свои корни. Не то чтобы наши герои кичатся принадлежностью к носителям голубой крови, просто они считают, что прошлое помогает осознать – когда-нибудь и твою жизнь станут изучать потомки. И смогут ли гордиться?
В этой семье бережно хранят реликвии – старинные медицинские инструменты, оставшиеся от предков, и четко осознают груз ответственности, который накладывают столь славные гены. Когда в тебе кровь стольких поколений врачей, а славные предки смотрят на тебя с фотографий, белыми должны быть и честь, и репутация, а не только халат.