Нужна ли психологическая служба на «железке»? Это вопрос риторический
Должность психолога в штатных расписаниях предприятий и организаций железнодорожного транспорта появилась сравнительно недавно. В локомотивном депо Ульяновск она существует с середины девяностых годов, и, как показала практика, вполне себя оправдала.
Не секрет, что профессии машиниста и помощника машиниста являются одними из самых ответственных на железнодорожном транспорте. Поэтому кандидаты на эти профессии должны проходить тщательное и всестороннее обследование, в том числе и психологическое. Об этом я и побеседовала с психологом локомотивного депо Ульяновск Екатериной Полевиной.
Она рассказала, что главное обследование – это проверка на профпригодность. Существуют три группы профпригодности: первая – все показатели в норме, вторая – снижено одно профессиональное качество, третья – снижены два и более профессиональных качества. Первая и вторая группы допускаются для вновь поступающих на работу, третья – только для давно работающих по профессии.
Еще проводится ряд других обследований под общим названием «комплексное психологическое сопровождение». Например, динамический контроль функционального состояния после перерыва в работе свыше 30 дней. Обследования проводятся, в основном, путем тестирования на персональном компьютере. Однако немаловажное значение имеют и доверительные беседы, в ходе которых корректируются психологические качества или функциональное состояние обследуемого. По запросу руководства локомотивного депо проводятся также лекции по психологии просветительного характера.
Современные люди уже поняли и оценили значение психологической помощи в трудных жизненных ситуациях, поэтому на мой вопрос, обращаются ли к ней люди по собственной инициативе, Екатерина ответила утвердительно:
– Да, конечно, работники локомотивного депо часто обращаются за советом в случаях неприятностей личного характера, конфликтов в семье или на производстве. И я стараюсь помочь им в решении таких проблем, ведь от этого зависят безопасность движения поездов, сохранность перевозимых грузов и здоровье, а то и жизнь пассажиров.
Чувствовалось, что профессию Полевина выбрала осознанно. Образование она получила на факультете гуманитарных и социальных технологий Ульяновского государственного университета, а в локомотивном депо Ульяновск трудится с 2004 года и все полученные знания обращает в помощь людям, выбравшим нелегкие профессии машиниста и помощника машиниста. Для того, чтобы эта помощь была еще более эффективной, психологу необходимо специальное оборудование для коррекции функционального состояния. Екатерина очень надеется, что в скором времени оно появится.
Необходимость и безусловную важность психологической службы на таком предприятии, как локомотивное депо Ульяновск, подтвердил и машинист-инструктор Сергей Ерастов:
– Психологи помогают качественному отбору машинистов и помощников машинистов и правильному формированию локомотивных бригад. Ведь психологическая совместимость в бригаде является непреложным фактором безопасной и высокопроизводительной работы.
Как это ни печально сознавать, но аварии и крушения на железной дороге все еще случаются, и человеческий фактор играет в них порой не последнюю роль. Для снижения этой роли и создаются на предприятиях железнодорожного транспорта психологические службы. Своим психологам руководство локомотивного депо Ульяновск вполне доверяет и с уверенностью может заявить: «Уровень профпригодности машинистов и помощников машинистов тепловозов у нас в норме!»
Автор: Ирина Лазарева