Вчера в Москве проходил пикет, организованный членами инициативной группы из числа ульяновцев-сторонников прямого избрания мэра города. Пикетчиков заметили – на мероприятии было много журналистов из столичных и федеральных средств массовой информации, – о нем уже сообщили ряд СМИ и информагентств. Наверняка не остался пикет незамеченным и теми, кто мониторит ситуацию для президента России Медведева. Но вчера же, депутаты гордумы запустили процедуру внесения в Устав города изменений, согласно которым глава города будет избираться всенародно. Так что же, пикет был напрасным? С этого вопроса началась наша беседа с одним из организаторов пикета, профессором Исааком Павловичем ГРИНБЕРГОМ:
– Изменения, которые намерены внести депутаты, это совсем не то, чего добиваемся мы. Они только стараются подать это, как сохранение всеобщих выборов мэра. Известно, что закон предусматривает три способа формирования исполнительной власти муниципалитета. Первый, это тот, который существует сегодня, когда глава исполнительной власти избирается всенародно. Согласно другого варианта, глава города избирается из депутатов, он же становится председателем думы. А глава исполнительной власти, так называемый Сити-менеджер, назначается по контракту. И третий способ, это как раз тот, который сегодня продвигается думцами. Он почти не отличается от второго (по конечному результату)…
-…и разница, выходит, лишь в том, что все депутаты будут избираться по округам, а один – всем городом? Он что, будет иметь решающий голос, или ему дадут право вето, или он будет голосовать за троих?
– Нет, конечно. Но вопрос не в этом. А в том, что Василий Гвоздев, заявляя о том, что всенародные выборы главы города будут сохранены, попросту подменяет понятия. Избираться будет не мэр, не глава исполнительной власти, как это было до сих пор, а председатель думы.
– Но это же нонсенс! И дискриминация, если хотите, нарушение равенства прав кандидатов!…
– Так написано в законе…
– Исаак Павлович, предполагается, что сити-менеджер будет назначаться по конкурсу. Для этого планируется даже создать специальную комиссию, состоящую на две трети из депутатов думы и на треть – из представителей региональной власти. Не находите, что это незаконно, ведь государственная власть не имеет права вмешиваться в дела муниципалитетов?
– Нахожу. И губернатор не имел права высказываться относительно городской системы выборов. Это давление, вмешательство…
– А референдум? Ведь если следовать здравому смыслу и опереться на букву закона, то инициировать, организовывать и проводить его должны, в принципе, не вы с группой единомышленников, а городская дума. Существующая сегодня система выборов, работала много лет и никто на нее не жаловался, не пытался изменить. Значит, она устраивает избирателей-жителей города. Теперь депутаты (и даже не они, а областная власть их руками) вознамерились изменить ее. А 131-й закон прямо говорит, что определяют способ избрания главы города только жители муниципального образования. Следовательно…
– Совершенно с вами согласен. И если бы дума инициировала проведение референдума, то и подписи никакие собирать не пришлось бы. Но вы следуете логике, а депутаты руководствуются чем-то другим. К тому же закон, говоря о праве горожан на выбор способа избрания муниципальной власти, не обязывает никого проводить референдум, например.
– Выходит, бороться бессмысленно? Вот, провели вы пикет. Но караван, как говорится, идет… Что вы намерены предпринимать дальше?
– Бороться. Да, пикет прошел. Но что такое пикет? Люди стояли с плакатами. Молча. Хорошо, что нас заметили, значит, не напрасно стояли. А следующим шагом будет митинг. Опять же в Москве.
– Митинг ульяновцев?
– Да. Желающих принять в нем участие предостаточно. И тех, кто захочет присоединиться еще, мы гнать не будем. Не сработает это, пойдем на крайнюю меру – объявим голодовку – набор гражданских методов борьбы не исчерпан. И точка в разговоре о способе выборов мэра пока еще не поставлена. Одно могу сказать совершенно точно: мы пойдем до конца…
Записал Александр СЕМЕНОВ