Командующий ВДВ России генерал Владимир Шаманов заявил, что публикация “Новой газетой” расшифровок его телефонных переговоров является спланированной акцией по его дискредитации.
При этом в интервью “Комсомольской правде” глава ВДВ подтвердил подлинность самих расшифровок и наличие родственника, связанного с криминальными структурами.
Однако Шаманов подчеркнул, что опубликованные фрагменты переговоров были сильно сокращены и вырваны из общего контекста, что значительно исказило их содержание. Из чего генерал сделал вывод, что публикация в “Новой газете” является провокацией со стороны неких сил, направленных на его “отдаление от армии”.
Запись телефонного разговора главного десантника страны с одним из своих подчиненных Нажать была опубликована в понедельник.
Судя по приведенному диалогу, Шаманов распорядился направить две группы спецназа ВДВ на завод, принадлежащий его бывшему зятю, который находится под пристальным вниманием правоохранительных органов по подозрению в причастности к криминальной деятельности.
Целью рейда, как явствует из слов генерала, было помешать работе следователя, который пришел на предприятие с обыском.
После публикации министерство обороны России заявило о том, что начинает служебное разбирательство в связи со скандалом вокруг генерала Шаманова.
“Официальные доказательства”
Как рассказал в интервью Русской службе Би-би-си автор публикации, корреспондент отдела расследований “Новой газеты” Роман Анин, запись телефонных переговоров генерала Шаманова проводилась на абсолютно законных основаниях в рамках соответствующего уголовного дела.
“Это официальные документальные доказательства в уголовном деле, которые предъявлены всем процессуальным лицам”, – заявил журналист.
По его словам, служебная проверка минобороны по факту публикации статьи в “Новой газете” стала для него неожиданностью.
“Просто потому, что мы живем в России, и у нас на сообщения СМИ, какими бы они ни были, [представители власти] реагируют довольно редко, поэтому я удивился, почему так отреагировали на мою статью”, – пояснил журналист.
При этом Анин отказался уточнить, как именно скандальные материалы попали в распоряжение редакции, сославшись на закон о СМИ, согласно которому обязать автора публикации раскрыть источник информации может лишь суд.
Ранее главный редактор “Новой газеты” Дмитрий Муратов уже заявлял, что в случае необходимости редакция готова пойти в суд и там предоставить все имеющиеся в ее распоряжении данные.
Намерения и реальные действия
Публикацию скандальных материалов прокомментировало и командование воздушно-десантных войск России.
По словам помощника главы ВДВ, полковника Александра Чередника, никаких противозаконных действий по приказу генерал-лейтенанта Владимира Шаманова десантники не совершали.
“Нам не в чем сознаваться и не за что оправдываться”, – заявил Чередник в интервью “Эху Москвы”.
Сам генерал Шаманов, в свою очередь, высказал предположение, что за публикацией в “Новой газете” стоят “силы в Москве и Чечне”, которые заинтересованы в том, чтобы скомпрометировать главу ВДВ в качестве мести за его деятельность в ходе чеченской кампании и поддержку обвиненному в убийстве Эльзы Кунгаевой полковника Буданова.
“Да, разговор был. Но тот, распечатка которого опубликована в газете, – это “выбранные места” из моего разговора. Причем ловко склеенные. Там есть немало другого текста, который почему-то опустили. Это меняет суть разговора. Мои намерения и реальные действия – это ведь разные вещи, согласитесь? У меня такое впечатление, что эту ситуацию специально подстроили под телефонный разговор, который было решено записать на пленку… Как тут не подумаешь, что эта провокация готовилась специально?”, – цитирует Шаманова “Комсомольская правда”.
При этом Шаманов подтвердил, что его дочь действительно была замужем за криминальным авторитетом по кличке Глыба, отметив, что фактически они уже давно не живут вместе, хотя юридически брак не расторгнут.
Противоречивая фигура
Владимир Шаманов многими считается одной из самых противоречивых фигур в истории “второй чеченской войны”.
52-летний генерал участвовал в обеих чеченских кампаниях, в 1995 году был ранен, но остался в зоне конфликта. С 1996 года командовал группировкой войск минобороны, а затем Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе.
Шаманов удостоен звания Героя России. Войска под его командованием штурмовали горные чеченские селения Центорой, Дарго, Ведено и Бамут, взятие которого прославило Шаманова.
В то же время по итогам войны в Чечне правозащитники обвинили генерала в применении недопустимых методов ведения боя, повлекших большие жертвы среди мирного населения.
С 2000 по 2004 годы Шаманов возглавлял администрацию Ульяновской области.
В тот период он добивался помилования своего бывшего подчиненного – полковника Буданова, обвинявшегося в убийстве 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой.
Между тем, правозащитники из центра “Мемориал” заявляли, что с группировкой федеральных сил “Запад”, которой Шаманов командовал в Чечне, связаны “массовые и грубые нарушения прав человека”.