Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала одной из крупнейших техногенных катастроф последних десятилетий. В связи с этим сейчас идет проверка прочности всех объектов, так или иначе связанных с обеспечением нормальной жизнедеятельности города. Сегодня – наш разговор с директором МУП «Ульяновскводоканал» Сергеем Панчиным.

– Ваше ведомство сейчас, как и ваши коллеги по всей стране, ведет кропотливейшую проверку состояния всех «винтиков и гвоздиков». Но ведь это не до того, а уже после?..

– По поручению мэра города мы еще в апреле разработали программу по энергозащищенности нашего предприятия. Программа включает в себя множество пунктов, стоимость ее – 31 миллион рублей.

– И деньги есть под нее?

– Денег нет, мы на сегодняшний день имеем более 800 миллионов дебиторской задолженности, должники – в основном управляющие компании. Парадоксальная ситуация: ТСЖ, ЖСК и другие наши маленькие предприятия платят за потребление воды 90-100%, а большие управляющие компании, такие, как «Засвияжье-2», «Засвияжье-1», заволжский «Жилстройсервис» имеют задолженность от 20 до 80 миллионов рублей. Львиная доля, более 500 миллионов рублей, оседает именно в управляющих компаниях, которые нам просто не отдают деньги. Мы обращаемся в суды, но на сегодняшний день взяли для себя некий мораторий, потому что все предприятия ЖКХ готовятся к зиме, и поэтому до 1 октября мы активных действий проявлять не будем. Но с 1 октября займем жесткую позицию. В настоящее время все мероприятия мы проводим за счет кредитов.

-Сергей Сергеевич, вы возглавили предприятие около полугода назад. С чего начали, с ревизии?

– – Да. Прежде всего, мы пригласили на работу молодых энергичных ребят, которые хорошо знают особенности отрасли, и когда мы провели ревизию технических сооружений, то были очень обеспокоены. Именно поэтому программа энергозащищенности и была разработана сразу в апреле, и она начала действовать. Была и у нас нештатная ситуация: 12 июня, в День города, вдруг взорвался масляный выключатель на Волжском водозаборе, на третьем подъеме. И мы тогда в течение полутора суток ликвидировали последствия этой аварии.

– А город не заметил?

– Город не заметил. Около сорока человек были задействованы на ликвидации этой аварии. Кстати, этот блок в октябре прошлого года не прошел испытания, и его надо было заменить, что не было сделано. Поэтому мы срочно заказали оборудование в Самаре, но обратите внимание: если раньше все это было в запасе, то сейчас нет! Пришлось ждать три месяца, пока изготовят. И если бы эти дела были сделаны в октябре прошлого года, то мы потратили бы 1 миллион 100 тысяч рублей, а сегодня мы заплатили три с половиной миллиона. Однако заменили масляные выключатели на вакуумные, и сейчас город защищен полностью. Аналогичная работа проведена на очистных сооружениях в Железнодорожном районе, наши специалисты проверили всю цепочку подачи воды. Мы сейчас знаем вероятность возникновения нештатной ситуации в любой точке нашей системы, все ее «узкие места».

– Можете сказать, что уровень защищенности – 100 процентов?

– Могу, но, как говорится, береженого Бог бережет. Поэтому мы отрабатываем совместно с МЧС обучение людей в аварийных бригадах, проводим тренировки, чтобы быть готовыми к любой нештатной ситуации. У нас заключен договор с московским НИИ ВОДГЕО по расчету гидроударов на водоводах и подготовке специалистов. Ведь если бы не слаженная работа специалистов, то во время аварии, про которую я говорил, у нас могло бы произойти ЧП. Но система предупреждения и ликвидации такого рода ударов у нас на предприятии работает. Систему водоканала нельзя оставлять без контроля. И нас проверяют Гостехнадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура. И это проверки не для отписки, качество нашей работы -гарантия жизни и здоровья людей. С водоканалом не шутят.

– Шути – не шути, а готовность стоит денег…

– В условиях кризиса это самый основной вопрос. На сегодняшний день в городе снизилось водопотребление, промышленные предприятия работают не в полную силу, но наши водозаборы энергию потребляют в полном объеме.

Надо ставить насосы малой мощности, чтоб подстраховывать и снижать электропотребление, устанавливать и другое современное оборудование, чинить аварийные сети. И мы, если надо, возьмем дополнительные кредиты для того, чтобы обеспечить население.

Есть проблемы, которые от водоканала не зависят, но могут повлиять на водообеспечение нашего города. Первая – это систематическое понижение уровня волжского водохранилища. Обычное состояние воды – 53-54 метра, а сегодня мы имеем чуть более 50 метров. Если уровень опустится ниже 46 метров, правый берег у нас останется без воды. Мы направили письма во все инстанции с просьбой решить эту проблему. Вторая проблема: если нам не будут платить за оказываемые услуги потребители, то у «Водоканала» просто отключат электроэнергию, и тогда город останется без воды. Поэтому я убедительно прошу жителей, руководителей предприятий и управляющих компаний вместе с нами позаботиться о водной безопасности нашего города.

Беседовала Галина Антоычик