В августе этого года в Сурском районе прошла фольклорная экспедиция, в которой участвовали студенты и преподаватели Ульяновского педагогического университета, а также представители московских и петербургских вузов.
Особая территория – Присурье
Целью экспедиции стал сбор материала почти всех фольклорных жанров, что обеспечило завершение работы по формированию этнолингвистического словаря «Духовная культура русских ульяновского Присурья». Почему именно Присурье? Считается, что эта территория раньше остальных была заселена русскими, и именно там лучше всего в течение веков сохранялись народные традиции. Базировались фольклористы в школе села Астрадамовка, откуда выезжали в соседние села: Архангельское, Чеботаевка, Лава, Никитино, Красная Горка, Большой Кувай, Белый Ключ и некоторые другие. Что же там было записано? Различные традиционные игры, приметы, суеверия, былички о домовых, оборотнях, чертях, возвращающихся покойниках, календарные обряды, песни, духовные стихи, рассказы о ряженых во время различных традиционных праздников и на свадьбе. Традиция этого торжества в Ульяновской области изучена весьма детально, прежде всего – благодаря научно-исследовательской деятельности доцента кафедры литературы УлГПУ Михаила Матлина. Вот уже более 30 лет он изучает фольклор Ульяновской области, ездит в экспедиции, работает со студентами.
Мужики шутят…
Особым направлением экспедиции стала мужская традиционная культура. На Масленицу мужики в Сурском районе часто дрались стенка на стенку, улица на улицу, село на село. Задирали обычно маленькие ребятишки, затем в драку вступали постарше, а потом – взрослые мужчины, и даже старики. Называлась такая драка «кулачки», или «полюбовье». У масленичной драки были довольно строгие правила: лежачего не бьют, использовать какие-либо орудия – запрещено. Никто не обижался, если кому-то крепко доставалось: все знали, что так принято, и часто после с удовольствием шли вместе выпивать. На то оно и «полюбовье».
Конечно, мужики любили перед началом весны показать удаль и размять косточки. Но изначально у такой драки был глубинный смысл, отличающий ее от заурядного мордобоя. На Масленицу обычно дрались до первой крови. Считалось, что если она упала на землю, значит, в этом году будет хороший урожай. Еще одно проявление мужского обычая, или мужского фольклорного жанра, который вполне живет, в отличие от многих исчезающих традиционных явлений, – заветная сказка, как правило, грубо эротического, неприличного содержания. По содержанию эти устные тексты напоминают анекдоты, но очень похожи на бытовые сказки. Считается, что основными хранителями фольклора являются женщины. Однако нередко и мужики на досуге «травят» друг другу именно такие анекдоты-сказки. Записями этого жанра вот уже в течение многих лет занимается ульяновский фольклорист Павел Половое.
Разумеется, было записано много неприличных частушек. Настоящим «профессионалом» в этом жанре оказался Василий Яковлевич Крестин из села Утесовка, потрясающий балагур и шутник.
Глазами ясновидящего
В Большом Кувае и в окрестных селах было много записано рассказов о местном ясновидящем. Он был достаточно известен в нашей области, и узнавать судьбу своих близких к нему приезжали даже из Ульяновска. Отвечая на вопросы, он накрывался одеялом или тулупом или просто закрывал лицо ладонью. Люди спрашивали его о нахождении пропавших предметов, скотины, в войну жены спрашивали о своих мужьях-живы ли, вернутся ли. Большинство его предсказаний сбывались, хотя отношение к ясновидцу было противоречивое: с одной стороны, его очень уважали и верили ему, а с другой – некоторые верующие думали, что его дар – не от Бога. Часто он выражался образно, иносказательно. Рассказывают, что этот дар будущий ясновидец перенял от старца, с которым сидел в тюрьме. Говорят, что кувайскому ясновидящему даже предлагали сотрудничать с органами, но тот сумел от этого навязчивого предложения как-то ускользнуть…
Вообще Большой Кувай, Никитино, Лава – села, в которых много рассказывают о колдунах, о лечении сглаза и порчи, о людях, способных угадывать судьбу. Кстати, многие члены экспедиции на себе испытали традиционное лечение от различных болезней, в том числе и от порчи, засняв эти любопытные «процедуры» на видео. Конечно, самих рассказов о колдунах было записано предостаточно.
Сон: по ту сторону света
Как известно, свое будущее можно узнать во сне, там же иногда люди общаются со своими умершими родственниками, попадают в другие миры. Рассказанный сон – это особый жанр фольклора, представляющий большой интерес для исследователей. Один из них был записан от женщины в селе Белый Ключ. Приснился он в 60-х годах, когда она сделала аборт.
Снится: идет она по зеленому шелковистому полю и видит мраморные ступеньки. Видит незнакомого человека. Она спускается и говорит: «Что делать дальше?». Он ей: «Крутись». Она крутится и попадает на тот свет. Перед ней оказываются три колодца и сад. Перед каждым колодцем – яблоки. Человек ей говорит: «Подходи к каждому колодцу и спрашивай, твое ли там счастье». Подходит она к первому колодцу и спрашивает: «Ты мое счастье?». Оттуда выныривает собака в пятнах и молча исчезает обратно. Из второго колодца появилась белая собака и тоже нырнула, не говоря ни слова. В третьем колодце была русалка. Она говорит женщине: «Давай выручим друг друга, я устала сидеть в колодце, я тоже страдаю. Сними с меня кожу». Женщина стянула с русалки кожу, но та сразу стала прежней. «Ну, мы друг другу не поможем», – сказала русалка. Идет женщина дальше, перед ней – бушующее море. А в море плывет ванна, и ее толкает неродившийся сын, которому на вид три года. Толкает и постепенно уходит под воду. Она кричит и вдруг видит перед собой пропасть. А в ней – дети, окровавленные, без ног, без рук, жертвы абортов. Ее сына там не оказалось, и ей пришлось возвращаться.
Еще о сверхъестественном. В Никитино рассказывали о домовом, который «лежит в ногах, как кошка». Чтобы его привести в дом, надо положить на пол шубу и замести в нее домового из четырех углов комнаты и сказать: «Дедушка домовой, айда с нами, садись в шубу, я тебя повезу». Затем связанную шубу клали на салазки и везли в новый дом с кошкой. Животное запускалось в дверь, а шуба ставилась посередине комнаты со словами: «Дедушка-домоведушка, иди в любой угол». Считается, что домовой должен жить с людьми обязательно, без него плохо.
…А еще в Сурском районе считается, что на конце радуги можно найти клад. Кто его знает, может, и так…
Сергей Евсеев