Отправляясь в театр, зритель ждет праздника. Предвкушает услышать торжественную музыку и увидеть поражающие красотой и изяществом декорации. Стремится сопереживать высоким чувствам и возвышенным страстям героев. Однако спектакль по пьесе Брехта в исполнении артистов Казанского БДТ им. В.И. Качалова сразу же отрезвляет, открыто, с вызовом демонстрируя несбыточность таких ожиданий, а взамен предлагает своего рода «пощечину общественному вкусу».

Что же предлагают зрителю? А вот что: эстетику просторечных слов и неприличных жестов, сопровождаемых столь же неприличными звуками. Все это поначалу многих шокирует. Зато замечательная музыка немецкого композитора Курта Вай-ля все уравновешивает, и зритель торжествует: он попал в настоящий театр, где дают настоящую зонг-оперу.

Итак, занавес поднят. За ним – лаконичная «конструктивистская» сценография, отнюдь не дешевые костюмы актеров. Из отличной хромовой кожи выполнены «лохмотья» нищих лондонского района Сохо. Все они – профессиональные попрошайки, сотрудники фирмы «Друг нищего», которую возглавляет Ионафан Пичем (эту роль сочно, с особым люмпенским пафосом исполняет актер Михаил Галицкий). Его жена Целия (народная артистка России Светлана Романова) ведет бухгалтерию фирмы и помогает мужу держать в ежовых рукавицах нерадивых работничков. А вот их дочь Полли – непослушное дитя, она в очередной раз огорчила «предков», без родительского благословения выйдя замуж за главаря местной банды Мэкхита по кличке Мэки-Нож. Его профессиональный «профиль» – грабежи и убийства. Подобно Пичему, он регулярно получат дань со своих головорезов (их образы исполнены в романтическом ключе – в духе шиллеров-ских разбойников).

Мэки-Нож в исполнении артиста Ильи Славутского – этакий гибрид Хлестакова и Джека-потрошителя. Он вальяжен, изнежен, ленив, до крайности беззаботен и в то же время расчетлив и жесток. Мэки – конкурент Пичема, брак его дочери с таким человеком для него неприемлем, и он заявляет на него в полицию.

Но бандюгана Мэки голыми руками не возьмешь. Ему покровительствует сам шеф лондонской полиции Браун. Тем не менее, предупрежденный молодой женой об опасности, Мэки предпочитает на время «уйти в тень», но в качестве укрытия выбирает… бордель, где обитает бывшая его любовница Дженни-Малина, тоже «авторитетная личность» города. Глубоко оскорбленная его недавней женитьбой, она предает бывшего дружка. Мэки, теперь уже в амплуа героя-любовника, подвергается аресту.

А шериф Браун не спешит выручать приятеля. Он вообще мало озабочен криминальной обстановкой в городе, поскольку запутался в получаемых взятках: одни платят за то, чтобы Мэки-Нож сидел в тюрьме, другие – за его освобождение. К тому же дочь Брауна Люси также оказывается в числе бывших любовниц сердцееда и плута Мэки. В общем, образуется любовный многоугольник…

Все-таки Мэки удается освободиться, но ненадолго. Его вновь арестовывают. На этот раз дело обстоит весьма серьезно: ему грозит смертная казнь.

Но в такой искрометной пьесе, где все действие сопровождает кордебалет попрошаек, головорезов и проституток, а герои поют сильными и хорошо поставленными голосами, не может быть трагического финала. А потому – неожиданный поворот: по случаю коронации очередной наследницы английского престола Мэки-Нож получает не только амнистию, но и – паче чаяния, – как герой откровенно авантюрный, удостаивается аристократического титула, в придачу к которому получает замок и пожизненную ренту в 10 тысяч фунтов-стерлингов.

В финале сводный хор все тех же нищих, воров и проституток прославляет «трехгрошовую мораль», которая позволяет любому проходимцу приспособиться к сносному существованию в бедняцком квартале Сохо и даже стать успешным, жить припеваючи и пританцовывая.

Понятно, что пьеса Брехта-Вай-ля – пародия на академическую европейскую оперу. Вместе с тем это пародия на мир трехгрошовой морали, где правят нищие и короли, полицейские и бандиты, банкиры и проститутки. Обитатели социального дна подражают аристократам и правительственным чиновникам, погрязшим в коррупции, в результате- на сцене фарс с элементами гротеска, сопровождающийся музыкой в «живом» исполнении инструментальной группы театра. Все подмечено правдиво, точно и живо. Все схвачено!

Знаменитые авторы Брехт и Вайль писали свою злободневную пьесу как острую сатиру на немецкое общество накануне установления там нацистского режима. Художественный руководитель театра народный артист России Александр Славутский поставил по пьесе феерический спектакль, сумев сделать его не менее актуальным для современного российского зрителя.

Владимир Янушевский