В Ульяновске начали выпуск авто со спутниковой навигацией
Станислав Иконников, Юрий Гаврилов
Первая партия из 170 автомобилей, оснащенных навигационным модулем, собрана на УАЗе по заказу минрегиона.
Это машины “скорой помощи”, которые в ближайшее время поступят в медицинские учреждения Ульяновской области. Врачи ждут новые автомобили с нетерпением. Система позволяет точно определять местонахождение автомобиля в режиме реального времени. Если водитель заблудился – компьютерная система подскажет ближайшую дорогу.
– Система ГЛОНАСС в качестве опции может устанавливаться на все модели “УАЗ”, – говорит руководитель пресс-службы Алла Акимова. – Но насколько востребована будет данная опция, покажет рынок. Сейчас мы в первую очередь ориентируемся на крупных заказчиков, которым необходимы автомобили, оснащенные этой системой, и в первую очередь это государство.
Помимо медслужбы, автомобили готовы покупать военные, силовые структуры и газовики, работающие в сложных условиях.
Если будет спрос розничных покупателей внедорожников, то спутниковая навигация тоже может войти в заводскую комплектацию. Стоимость новой опции составит от 20 тысяч рублей для простейших моделей (именно такими, скорее всего, будут оборудованы машины “скорой помощи”, до 80 тысяч рублей для наиболее “навороченных” вариантов).
Что такое ГЛОНАСС
Уникальной космической навигацией сегодня владеют лишь две страны в мире – США (проект GPS) и Россия. Отечественный ГЛОНАСС – это 24 спутника, которые круглосуточно отслеживают с орбиты все происходящее на Земле и выдают владельцам наземных приемников координаты любого объекта с точностью до десятка метров. Для того чтобы держать под контролем российскую территорию, достаточно иметь 18 спутников.
Пока у американцев аппаратура “глазастей”, ее разрешение – около 5 метров. С вводом в строй спутников нового поколения “ГЛОНАСС-К” мы перекроем этот показатель почти в два раза.
В интересах минобороны навигационная спутниковая система используется с конца прошлого века. В 2007-м доступ к ней открыли и гражданским ведомствам. Более того, орбитальной навигации придали коммерческий характер. Владельцам приемников, которые свободно продаются, ГЛОНАСС сулит немалые блага. Например, сигнал с угнанной машины в считаные минуты поможет милиции отыскать пропажу.
Но главный эффект ожидается от массового использования ГЛОНАСС транспортниками, экипажами судов и воздушных лайнеров, геологоразведчиками и геодезистами, картографами и землеустроителями. Спутниковая навигация поможет им решать узкоспециальные задачи и станет палочкой-выручалочкой в форс-мажорных ситуациях. Например, после оборудования морских судов космическими приемниками передача сигнала бедствия в спасательные центры сократится с 1,5 часа до 5 минут.
Помимо прочего, ГЛОНАСС призван навести порядок на автодорогах. Оборудованные датчиками машины позволят через космос отслеживать места скопления транспорта, выбирать оптимальные маршруты движения, следить, чтобы служебные “колеса” водители использовали только по назначению. Первым российским городом со 100-процентной “навигационностью” общественного транспорта может стать олимпийский Сочи. Создание системы ГЛОНАСС – сложная и дорогостоящая задача. Каждый спутник обходится казне в 10 миллионов долларов, а его запуск и эксплуатация требуют еще 35 миллионов. Поэтому сроки завершения навигационно-орбитального проекта несколько раз переносили. Сегодня космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 20 спутников, но лишь 14 постоянно выдают информацию пользователям.