Рейтинг губернатора Морозова растет. Потому как в СМИ его имя все чаще упоминают…

На днях, агентство ИА REGNUM обнародовало результаты исследования публикаций в федеральных и региональных СМИ, проведенного им совместно с компанией «Медиалогия». В результате был произведен подсчет сообщений, в которых упоминается та или иная VIP-персона и рассчитан индекс информационного благоприятствования (ИИБ). Так вот, по некоторым показателям названного исследования, губернатор Морозов за короткое время (в которое, кстати, ничего экстраординарного не произошло) совершил прямо-таки гигантские скачки вверх — на 9 и 15 позиций.

Придворные журналисты эту новость сразу на флаг подняли. Морозов, дескать, растет в глазах читателей. Что он все чаще стал упоминаться в федеральных СМИ – всего за месяц ему удалось подняться с 27 на 24 место в рейтинге «Топ 40 глав регионов РФ по количеству сообщений в центральных СМИ». Причем, как отмечают авторы «радостного известия», многие сообщения о персоне Сергея Ивановича носят теперь позитивный характер. А вот региональные СМИ явно недорабатывают, сетуют придворные писаки. И по количеству упоминаний имени губернатора на их страницах, Морозов потерял целых четыре позиции. Ну, куда это годится, а? Всего 407 раз за месяц о губернаторе написали! Чаще надо. И емче…«Примечательно, что и в федеральных, и в региональных СМИ фигура Сергея Морозова стала выглядеть более выгодно – сказано в одной из «хвалебных од», – в рейтинге «Топ 40 глав РФ по ИИБ, рассчитанному по сообщениям центральных СМИ» губернатор поднялся на 15 позиций и оказался на 10 месте. Стоит отметить, что такой большой «прыжок» вверх удался немногим: вместе с Морозовым на 15 позиций поднялись только президент Татарстана Минтимер Шаймиев и губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филипенко, а на 19 — только губернатор Тюменской области Владимир Якушев. В рейтинге «Топ 40 глав регионов по ИИБ, рассчитанному по сообщениям региональных СМИ» глава Ульяновской области, совершив «скачок» вверх на 9 пунктов в августе оказался на 21 месте».Н-да… Бешеный скачок популярности на пустом месте. Чем это объяснить?Доктор политических наук, заведующая кафедрой социологии и политологии УлГУ Нина Дергунова, беседуя с корреспондентом «Ульяновск-online», объяснила это так:

«В целом ситуация довольно неплохая: Сергей Морозов занимает места посередине, даже чуть выше. Однако если сравнивать его показатели и показатели лидеров, тех, кто занимает самые первые места, видно — разница большая. К примеру, количество упоминаний в федеральных СМИ имени мэра Москвы достигает 3,35 тыс., а нашего губернатора за август упомянули только 213 раз. Согласно исследованию, г-н Морозов представлен в СМИ в очень выгодном свете Это говорит о том, что он со своими обязанностями справляется. Губернатор работает пятый год, его уже знают на федеральном уровне, он был членом Госсовета. Оценка его работы растет, медленно, но верно.Индекс информационного благоприятствования, рассчитанный по сообщениям региональных изданий, также значительно вырос. Возможно, это связано с тем, что с региональными СМИ ведется определенная работа: негатив в материалах не приветствуется.Если говорить о ситуации в ПФО, то здесь картина еще более благоприятная. Мы всегда были в конце, а сейчас на 3 и 4 месте. Для региона с ограниченными ресурсами результаты очень неплохие. У нас нет нефти и газа, как в Казани, нет связей с Москвой, как у Нижнего Новгорода. Из того, что у нас есть, мы стараемся максимально выжать. Исследование показывает, что у региона это получается.Но и у этой методики есть свои недостатки. Подсчет количества сообщений, где упоминается та или иная персона, — это лишь количественная оценка. А при выведении ИИБ учитывается только тон материалов, но не учитывается контекст. Это может быть малозначительное событие, к примеру, день открытых дверей, или очень важное — открытие нового моста. В том и другом случае регистрируется положительный характер заметки».Небольшое отступление. Когда я читаю или слушаю госпожу Дергунову, меня всегда мучает один вопрос, почему только журналистику сравнивают с проституцией? А чем те же политологи-социологи лучше? Опросы общественного мнения и социологические исследования на заказ (и под заказчика) они проводят, ситуации ( как видно из приведенного отрывка) «как нужно» интерпретируют. Вот, как, скажите, отнеслись бы вы к доктору математики, который примеры под нужный ответ подгоняет? Высмеяли бы, правильно? А тут ничего, прислушиваются к «авторитетному мнению».

Тем не менее, главное в сказанном Дергуновой, думается, ясно. Одни показатели чисто количественные, другие учитывают только тон, но полной картины не дают ни те, ни другие.Подойдем-ка мы к рассмотрению вопроса о морозовских «скачках» с другой стороны. Скажем, со стороны «продажной» журналистики. Известно, что за размещение заказного материала на страницах любой газеты нужно платить. Тем более, если, как сказала Дергунова, «у нас нет нефти и газа, как в Казани, нет связей с Москвой, как у Нижнего Новгорода». Какой интерес федералам писать о том, у кого ничего нет? И чем круче, чем «федеральнее» СМИ, тем платить нужно больше. Этим, пожалуй, легко объяснить то, что в местных СМИ наш губернатор упоминался 407 раз, а в федеральных только 213.

Но есть и еще один взгляд. Со стороны читателя, в глазах которого, якобы, растет господин Морозов. Только представить его трудно – федеральные СМИ (да и местные тоже) с каждым годом теряют этого самого читателя. И подавляющему большинству жителей нашего региона даже невдомек, что их губернатор, оказывается, растет. В их читательских глазах. Потому, что кроме программы и объявлений о вакансиях в бесплатной «Мозаике» они больше ничего не читают.

Слава МИТРИЧ