Облстат незаконно расходовал бюджетные средства. Системность одинаковых нарушений наводит на мысль, что случайными они не были.

Статистика, говорят, знает все. И все у нее подсчитано, записано и по папоч-кам разложено. Урожаи, надои, тоннокилометры и человекодни. Старики и дети, больные и здоровые, работающие и безработные – никто и ничто не скроется от въедливого взгляда статистики.

А вот известно ли ей, сколько бюджетных средств расходуется нерацио-нально и неправильно, не на те цели и незаконно? И не в какой-то, скажем, шарашкиной конторе, а в самой службе госстата? Наверное, известно, толь-ко в статистических отчетах таких данных вы не найдете. Ибо проходят они по другому ведомству…

Вообще-то, наш облстат (территориальный орган Федеральной службы государ-ственной статистики по Ульяновской области) вряд ли можно рассматривать как чью-то кормушку. Немногим более трехсот человек в штате, 14 структурных под-разделений. Не шикарный бюджет, львиная доля которого уходит на зарплату. И последняя проверка финансовой деятельности учреждения, проведенная в 2007 году (предыдущая была в 2003-м) была плановой, обычной. Но в ходе ее обнару-жились-таки некоторые интересные факты и какие-то нетипичные нарушения. Нетипичные, на мой взгляд, для органа, чьей отличительной чертой является точ-ность и даже, я бы сказал, скрупулезность.

Не будем копаться в мелочах, типа неправильно начисленных зарплат и неверно выданных авансов – суммы в акте проверки этих фактов стоят мизерные. Да и вполне это все объяснимо с житейской точки зрения.

Но дело в том, что проверка охватывала период с 1.01. 2005 года по 31.12 2006-го. А как раз в 2006 году проводилась Всероссийская сельскохозяйственная пере-пись. И в бюджет облстата на этот год было добавлено 26 644 400 рублей на ее проведение. Это, конечно, не девять миллиардов на строительство моста, но сумма для небольшой организации весьма внушительная (весь бюджет облстата за 2005 год составлял 40 593 600 рублей).

Для проведения ВСХП облстат привлекал как внештатных сотрудников, так и сто-ронний транспорт. Шутка ли, до каждого села, до каждой деревушки предстояло добраться. Но если с людьми проблем не возникло (обучил, заплатил, и все дела), то с транспортом было сложнее. Тут конкурсы, понимаешь, проводить нужно, котировочные заявки рассматривать. Ну, чтобы, значит, все по-честному да по закону было. А было вот так:

«В нарушение п.6 ст.46, Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О разме-щении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для госу-дарственных и муниципальных нужд» Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области рассмотрел и нару-шил порядок подачи котировочных заявок, в части определения участников коти-ровочных заявок. Так, например:

– по протоколу от 28.06.2006 № 2006/32 ООО «Такси-Зебра» признан выигравшим котировку, как единственный участник размещения заказа путем запроса котировок цен. На основании протокола заключен контракт от 28.06.2006 № 170 на предоставление услуг автотранспорта по перевозке людей и грузов для ВСХП –2006г., на сумму 190 000 руб.

– по протоколу от 04.08.2006 № 2006/36 ООО «Такси-Зебра» признан выиг-равшим котировку, как единственный участник размещения заказа путем запроса котировок цен. На основании протокола заключен контракт от 08.08.2006 № 132 на предоставление услуг автотранспорта по перевозке людей и грузов для ВСХП –2006г., на сумму 240 000 руб.»

Вот выбрал руководитель облстата такси «Зебра» и все тут! Но поскольку нару-шение закона налицо, кто возьмется утверждать, что выплаченные суммы были наименьшими или хотя бы оптимальными? И кто рискнет доказывать, что не было здесь никакого отката (размер которого, по неофициальным данным, составляет до 20 процентов от суммы контракта)?

Исполняющей обязанности руководителя облстата была некая госпожа Т.Т. Кос-тина. И приведенное нарушение было при ней не единственным и не самым крупным. Нарушался и порядок проведения аукционов. «Так 23.06.2006 на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов опубликовали запрос на создание структурированной кабельной сети для автоматизированной обработки документов ВСХП. Стоимость государственного контракта 315 000 руб. Срок поставки объявлен до 01.08.2006. Дата окончания подачи заявок 12.07.2006. Проведение аукциона-13.07.2006. ООО «КСБ» подана котировочная заявка 01.08.2006.

В соответствии с протоколом от 18.07.2006 № 2006/34 заседания Конкурсной, аукционной, котировочной комиссии Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области принято решение о признании выигравшим котировку ООО «КСБ». (Вот вам и еще сумма кому-то в карман могла «накапать»).

Чуть позже – в сентябре 2006-го года, та же Костина и опять в нарушение уже упомянутого выше 94-го закона, заключила с ООО «Волга-Партнер» контракт на поставку переплетного оборудования. Стоимость сделки 250 тысяч рублей (снова откат?). Но при проверке выяснилось, что в эту сумму были включены средства на покупку пакетного ламинатора GMР Photonex 325 Digital стоимостью 22 900 руб., который не был заявлен в конкурсной документации. Таким образом, стоимость контракта должна была составлять 227 200 руб.

Если и с этой сделки «отбить» 20 процентов, то получится, что лето 2006 года для кого-то в облстате могло быть весьма «урожайным» (набегает под 200 тысяч руб-лей общая сумма откатов, если таковые были).

Я не берусь утверждать, что госпожа Костина, временно исполняя обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, получала от названных сделок свой процент. Возможно, она кристальной честности человек. И подписи на документах ставила по наивности своей. Но факты неоднократных идентичных нарушений порождают вполне обоснованные подозрения о существовании некоей системы, хотя и не-долго действующей. Особенно на фоне того, что сегодня в Ульяновске от своего процента и выгоды даже сотрудники УБЭП, призванные с преступлениями в эко-номической сфере бороться, не отказываются. А уж про чиновников и говорить нечего.

Лилиана Шахова