Гость сентябрьского номера – генеральный директор ЗАО «Завод АКОР ЕЭЭК» Александр Лизогубов.

Александр Николаевич Лизогубов родился в 1961 году в Волгограде. Окончил Казанский государственный университет (механико-математический факультет). Имеет диплом Президентской программы и Программы МВА УлГТУ. Работал инженером-программистом в краснодарском МТУ «Икар», инженером АСУ, заместителем руководителя службы АСУ в Управлении Волгодонского судоходного канала, начальником региональной группы программистов в Инженерно-технологическом тресте «Оргхим» (Люберцы), начальником службы договоров ТД «Сарепта», коммерческим директором ООО «Прона», начальником службы маркетинга в ООО «Завод АКОР ЕЭЭК».С 2002 года – генеральный директор ЗАО «Завод АКОР ЕЭЭК». Женат, есть дочь.

Александр Николаевич, помните момент, когда вы почувствовали себя взрослым?

– Конечно, помню: как только стал студентом, переехал в Казань, сразу почувствовал себя «большим». Как и многие мои сокурсники, в свободное от учебы время подрабатывал – на овощной базе, кожкомбинате. В общем, стал самостоятельным. С одногруппниками мы до сих пор встречаемся. Да и с одноклассниками тоже: у нас был очень дружный класс. И с некоторыми людьми, с которыми я когда-то работал, по жизни идем рядом. Так что считаю себя везучим на друзей.

– А почему местом учебы выбрали Казань?

– Когда я окончил школу, университета в Волгограде еще не было. Выбор Казанского государственного университета, можно сказать, был случаен, но об этом не жалею. Казань – город хороший, я сюда еще школьником приезжал несколько раз. Мехмат выбрал потому, что точные науки, особенно математика, мне всегда нравились.

– До перестройки вы работали на высокотехнологичных предприятиях…

– В то время только-только появлялись персональные компьютеры и все, что с ними связано: программное обеспечение и прочее. Мы на своих предприятиях это внедряли, активно развивали. Особенно интересно было на Волгодонском канале, там я работал непосредственно по своей вузовской специальности – связанной с гидродинамикой. Мне все это очень нравилось, пригодились и университетские знания, и опыт, накопленный в службе АСУ. Так бы и продолжал работать, но грянувшая перестройка, необходимость зарабатывания денег и не очень понятные перспективы роста «вытолкали» меня в частный бизнес. Но я не жалею: приобрел ценный предпринимательский опыт, много интересного узнал. Может быть, благодаря этому мне удалось дорасти до должности генерального директора.

– А каким «ветром» вас занесло в Ульяновск?

– Случайным, но видимо, попутным: планировал переезд в Самару, поближе к родственникам, однако там не все было ясно с работой. А в Ульяновске на базе фирмы «АКОР» открывался первый пусковой комплекс опытного производства антикоррозийной и тепловой защиты трубопроводов, получивший впоследствии название «Завод АКОР ЕЭЭК». Строительство специализированного предприятия осуществлялось по целевой программе РАО «ЕЭС России», а идеологом этой масштабной работы стал Вячеслав Ковеленов. Мне все это показалось интересным. Хотя я рассчитывал, что поработаю в Ульяновске максимум год-полтора, пока в Самаре что-то не прояснится, но судьба дала шанс, цели поменялись, и я сделал здесь карьеру.

– А все-таки, какой главный фактор повлиял на ваше решение остаться в Ульяновске?

– Наверное, мои амбиции. Когда руководство нашего предприятия из Корпорации «Единый электроэнергетический комплекс России» приняло решение назначить меня генеральным директором, я фактически уже паковал чемоданы, собирался уезжать из Ульяновска. Но москвичи меня уговорили. Я начал работать, поставив цель: добиться хоть какого-то положительного результата. Чтобы можно было передать кому-то предприятие и уехать из Ульяновска с чистой совестью. Тем более, коллектив мне поверил и поддержал, нельзя было не оправдать его доверие. А когда прошел самый пик трудностей и мы добились первых успехов, уже стало жалко отказываться…

– Какому потребителю, в первую очередь, адресована продукция вашего предприятия?

– Наш завод производит покрытия для антикоррозийной защиты трубопроводов, предназначенных для сооружения систем тепло- и водоснабжения, нефтегазопроводов, технологических трубопроводов, инженерных сетей различного назначения. Это настоящая находка для нефтяников, газовиков и предприятий ЖКХ!

Защита изделий от воздействия внешней среды – одна из актуальнейших проблем нашей «металлической» цивилизации. К примеру, сегодня каждая шестая доменная печь работает на компенсацию потерь от коррозионного разрушения. Экономика страны несет огромные прямые убытки от коррозии. А экологические и механические аварии? Они всегда сопровождаются загрязнением среды обитания человека.

Наше предприятие, используя передовые технологии, решает проблемы, связанные с коррозией трубопроводов. Изготавливаемые нами покрытия позволяют продлить срок службы трубопровода до 35-50 лет.

Чтобы не вдаваться в наукообразную полемику, скажу так: то, что мы производим, – уникально, надежно, полезно и, я бы сказал, еще и красиво.

Думаю, что в сегодняшнем нашем интервью лучше обойтись без рекламы завода. Мне бы хотелось поговорить о коллективе. Я очень благодарен заводчанам. У нас сложился творческий, «заточенный» на результат коллектив. Нет необходимости дотошно контролировать работу каждого. Я знаю, что если кто-то из них говорит: «Все под контролем» или «Все идет в рабочем порядке», то так оно и есть. И это, наверное, высшее наслаждение для руководителя. Разумеется, это накладывает и на меня определенную ответственность. Я не имею права быть самодуром, не сдержать слово, не поддержать добросовестного работника в нужный момент. Никогда на этом заводе – пока я руководитель – не приживется тезис: «Я – начальник, ты – дурак».

– Расскажите об эксклюзивном предложении завода «АКОР ЕЭЭК».

– Это труба с комбинированным покрытием. Такое покрытие (внутреннее – силикатоэмалевое, наружное – алюмокерамическое) позволяет защитить стальную трубу практически от всех видов как внутренней, так и внешней коррозии. Такой трубе аналогов в России нет.

– Алюмокерамическое и стеклоэмалевое покрытия «работают» практически в любых агрессивных средах. А лично вам приходилось попадать в агрессивную социальную среду?

– К счастью, в ярко выраженную агрессивную среду я не попадал, но в течение жизни проверку на прочность проходил. Например, во время перестройки. Но это все в прошлом, те трудности успешно преодолены и забыты.

– А сегодняшний кризис?

– Наше предприятие пережило настоящий кризис в 2002-2003 годах, когда я только возглавил завод. Это было время выживания! На нас «давили» монополисты – газовики, энергетики. Часть имущества пришлось продать. Помню, как мы с техническим директором привозили ночным сторожам свечи, чтобы те не сидели в потемках: электричество за долги отключили. Хорошо, что коллектив выстоял, выдержал тяжелые времена. Так что у нас уже есть закалка, «прививка» от кризиса.

У завода – ярко выраженная сезонность в работе: серьезные заказы, как правило, появляются с весны, и то, в лучшем случае, в конце апреля. А в этом году мы начали работать с начала февраля, и до сих пор коллектив трудится практически без перебоев. Численность персонала на протяжении нескольких лет не сокращается, даже немного увеличили коллектив за последнее время. Команда у нас дружная, иногда вместе выбираемся на природу, например, за грибами ходим, вместе отмечаем Новый год, 8 Марта.

– Вы практически одновременно окончили Президентскую программу и Программу МВА. Что дало вам бизнес-образование?

– В первую очередь, оно систематизировало опыт руководящей работы и знания, которые были получены ранее. Планирую пройти зарубежную стажировку, побывать на предприятиях, аналогичных нашему, обменяться с иностранными коллегами практическим опытом.

– При каких обстоятельствах вы получили от губернатора Ульяновской области Сергея Морозова именные часы?

– Это подарок за победу в конкурсе «Лучший менеджер РФ 2008 года», в номинации «Энергетика». Конкурс ежегодно проводит Международная академия менеджмента, награждение лучших менеджеров страны проходило в этом году в столичном «Президент-отеле».

– На какие увлечения вам не жалко денег?

– А мне на любые мои увлечения денег не жалко. Все мои увлечения – экстремальные. Еще в студенчестве увлекся скалолазанием, альпинизмом. Первый раз по скалам полез и «запал», так это было здорово! Лет пять назад увлекся дайвингом. В Египте погрузился с аквалангом – понравилось. Сейчас учусь на пилота-любителя, пока с инструктором совершаю полеты на маленьком двухместном самолетике. А на 8 Марта женщинам нашего предприятия устроил на нем «покатушки»: предоставил возможность порулить на виражах. Кстати, моя дочь Катерина – такая же любительница экстремальных увлечений.

– В производственной деятельности вам приходится рисковать?

– А как же! Самый большой риск – когда выполняешь заказ без предоплаты, отправляешь продукцию, а потом ждешь денег. Необязательность партнеров огорчает. Тем более что мы взяли за правило не срывать сроки поставок, выполнять работу качественно. Такая репутация дорогого стоит.

– Какие, на ваш взгляд, черты отличают настоящего мужчину?

– Ум. Обязательность. Ну и терпеливым мужчина должен быть.

– Какой поступок в своей жизни вы считаете самым правильным?

– Самый правильный? Наверное, то, что в свое время поехал в город Бакуриани, где отдыхала моя любимая девушка, и сделал ей предложение. До этого мы с Наташей вместе пять лет учились в одном университете.

– Вы несколько лет живете на два города: работа – в Ульяновске, семья – в Самаре…

– Для меня 250 километров до Самары за рулем автомобиля – не проблема. Я и москвичам говорю: вы на дачу по пять-шесть часов добираетесь, а я до дома три часа еду. Музыку послушаю, с мыслями соберусь – красота!

– «Гостевой» брак способствует сохранению отношений?

– Конечно! Все, как в первый раз. И я счастлив.

– Какой вы руководитель?

– Позиционирую себя как демократичного руководителя. Я не сторонник авторитаризма, давления, не практикую планерки, на которых нужно кого-то чихвостить, ругать. Жду, когда человек сам сделает вывод: будет он всего себя отдавать предприятию или же не впишется в коллектив и в конечном итоге сам уйдет с завода.

– Вы одиночка или командный игрок?

– Я одиночка, только когда мне нужно подумать, уйти в себя, немножко подепрессировать. А в целом я – командный игрок! Без команды, без поддержки коллектива завод было бы не поднять. Я сторонник делегирования полномочий. Если ты работаешь с людьми, ты должен им доверять. Если человек чувствует, что ему доверяют, что нет над ним тотального контроля, он и работает соответственно.

– Что самое сложное и самое интересное в вашей работе?

– Интересно, когда мои коллеги начинают выдавать идеи, полезные для предприятия. Чувствуешь, что усилия потрачены не зря. А самое сложное – принимать решение о каком-то наказании, взыскании.

– Два года назад ЗАО «Завод АКОР ЕЭЭК» был выбран в качестве поставщика покрытий для объектов ОАО «Транснефть». Что дало предприятию сотрудничество с нефтяниками?

– Благодаря этому сотрудничеству у нас появились средства для ремонта производственных и офисных помещений, модернизации основной линии. И это только начало большой работы. Сегодня из трех производственных корпусов задействован только один, и у нас есть идея запустить две дополнительные линии для производства других покрытий: на одном направлении сегодня не проживешь.

– Каким вам видится будущее ЗАО «Завод АКОР ЕЭЭК»?

– Это сильное процветающее предприятие с достойной заработной платой, широкими социальными гарантиями для работников. Это серьезная корпоративная структура на уровне холдинга. Потенциал у предприятия огромный!

Татьяна Задорожняя