К решению начать собственное дело люди приходят в разном возрасте. На их пути будут трудности, победы и разочарования. Что же нужно для того, чтобы молодой бизнес жил и развивался?
Участники круглого стола:
# Ольга Вейцман, директор ООО «Клиника доктора Коренченко в Ульяновске»
# Руслан Гайнетдинов, директор департамента развития предпринимательства Правительства Ульяновской области
# Глеб Кудасов, генеральный директор ООО «Агросервис-ИТ»
# Ирина Марьева, директор туристического агентства «Мир солнца»
# Владимир Морозов, директор ОГУП «Инзенский лесхоз»
# Сергей Скулкин, директор НП «УНПК «Лес»
ДО: Трудно ли сегодня начать свое дело? Какие стартовые ресурсы для этого нужны?
Глеб Кудасов:
– Считаю, что основная трудность при открытии своего дела заключается в том, что у человека внутри есть собственные ограничивающие факторы. Это как темная дорога в лес. В принципе, может пройти любой. Но любой ли решится? И в какой момент жизни решится? Один – в 18 лет, другой – в 50, и этот бизнес все равно будет считаться молодым, потому что он априори проходит все положенные стадии.
Я считаю, что нужно рассматривать молодость бизнеса не по возрастному цензу его участников, а в зависимости от сроков создания фирмы. Потому что организация, как человек, проходит разные стадии: младенчество, рост, зрелость, старость, то есть бюрократизация, и некоторые компании умирают после этого. Нашей организации всего полгода, и мы рады, что находимся в стадии младенческого роста. Мы развиваемся, и никаких внутренних препятствий нашему росту не видим.
Сергей Скулкин:
– Чтобы начать бизнес, на мой взгляд, нужно иметь начальный капитал, уверенность в себе и желание работать. Я представляю лесное хозяйство и лесопереработку. Это одна из самых нелегких, трудоемких отраслей. В целом по стране развитие лесного комплекса идет очень быстро. И этому способствуют наши зарубежные коллеги. Поступает новое оборудование, которого мы раньше не видели и даже не представляли, что из древесины можно получать такую продукцию. Но, конечно, оборудование очень дорогостоящее. И развиваться без государственной поддержки очень проблематично.
Владимир Морозов:
– Сегодня бизнес развивается не так, как десять лет назад. Появилось много новых, оснащенных современным оборудованием предприятий. Конкуренция очень большая. В нашем секторе, например, два-три года назад спросом пользовалась обыкновенная необрезная доска, а сегодня требуется более глубокая переработка древесины. Мы должны просчитывать свои затраты, свою рентабельность. Продукция должна быть конкурентоспособной, более качественной. А это сделать нелегко.
Проблемы в том, чтобы начать свой бизнес, я не вижу. Дело в человеке: надо быть целеустремленным, идти к намеченной цели, если есть уверенность в том, что можешь это осилить. И в вопросе сбыта: если есть сбыт, то надо начинать.
Ольга Вейцман:
– Главная задача, которая должна ставиться в любом бизнесе, – создать успешное дело, которое необходимо людям, которое интересно вам самим, которое имеет перспективы и будет развиваться. Уверена, что большую роль в успешности бизнеса играет хорошая бизнес-идея. Успешную идею можно рассматривать с двух точек зрения: первый вариант – это идея-инновация, что-то кардинально новое, чего не было ранее, и второй вариант – идея уже работающая, но слегка усовершенствованная. И в первом и во втором случае можно рассчитывать на успех.
Когда полтора года назад мы открылись, в городе, насколько мне известно, не было ни одной специализированной лор-клиники. В «Клинике доктора Коренченко в Ульяновске» используется современное оборудование, методики лечения лор-заболеваний основаны на точных знаниях, проверенных наукой. На этом основана наша бизнес-идея.
Ирина Марьева:
– Вначале было сложновато. Рынок туристических услуг насыщен. Конкуренты сбивают цены скидками. Но с моей стороны было огромное желание работать в этой сфере. Прошедший туристический сезон, в принципе, удался. Думаю, большую роль сыграли правильный подбор кадров и верная рекламная политика.
На мой взгляд, в Ульяновске еще недостаточно развит местный туризм. В основном люди ездят на юг. Молодежь стремится за границу. Сегодня за границу съездить дешевле, чем на российский юг, я уже не говорю о наших санаториях.
Руслан Гайнетдинов:
– Среди мер поддержки предпринимательства, которые задумывались Правительством Ульяновской области в конце прошлого и начале нынешнего года, была выделена тема молодежного бизнеса. Что такое в нашем понимании молодежное предпринимательство? Это индивидуальный предприниматель в возрасте до тридцати лет включительно или ООО, в котором не менее 50 процентов доли принадлежит лицам в возрасте до тридцати лет. Исходя из рекомендаций Минэкономразвития России, подобную дефиницию региональное правительство внесло во все наши нормативно-правовые документы.
В рамках поддержки молодежного предпринимательства 15 июля стартовала акция «Губернаторский резерв. Резерв будущего». Она направлена на привлечение молодых людей к бизнесу, в том числе в интересных инновационных сферах. Акция уже имеет своих первых резидентов, а к концу года планируется, что их будет около ста. Они должны зарегистрироваться и получить либо преференции, либо поддержку и сопровождение и начать реализацию своих проектов.
Выдаются гранты начинающим предпринимателям. В эту категорию попадают физические лица, которые зарегистрировались в качестве ИП не более года назад, а также ООО, прошедшие регистрацию не менее чем за год до получения государственной поддержки.
Наша цель – грамотно обеспечить молодым людям сопровождение проектов. Это может быть выделение земельного участка или другая имущественная поддержка, помощь с помещением, с составлением бизнес-планов, с получением субсидий… Но задача не только в том, чтобы помочь составить бизнес-планы и дать денег, а наладить коммуникации для обеспечения сбыта продукции, которую они хотят производить, или услуг, которые они выполняют.
ДО: Какие знания необходимы для того, чтобы начать бизнес? Где можно получить такие знания?
Глеб Кудасов:
– Я считаю, что если человек выбрал какое-то направление деятельности и на нем сфокусировался, он должен в этом направлении стать экспертом. Правильно, когда компанию сотовой связи возглавляет кандидат технических наук по радиотелефонным коммуникациям. А мы, занимаясь информационными системами, знаем от и до системы «1С». Прежде всего, нужно изучить предметную область, чтобы не сделать грубых ошибок. А экономическая подоплека… Надо брать в штат грамотного главного бухгалтера, экономического директора.
Руслан Гайнетдинов:
– Могу привести пример, когда животноводством занимается бывший милиционер, причем достаточно успешно. Хорошо работать в предпринимательстве, когда ты специалист и имеешь образование. Но и без него можно прожить, главное, чтобы предпринимательская жилка была. Предприниматель – человек, который умеет найти выход из любой жизненной ситуации, связанной с воплощением его бизнес-проекта, и вовремя принять нужное решение.
Сергей Скулкин:
– Чтобы открыть бизнес, нужно работать в комплексе: без начального капитала, без квалифицированных кадров, без знаний – не получится. И, конечно, ничего не достигнешь без общения. Четыре года назад мы первыми в области взяли лес в аренду. Не знали, что это такое. Окунулись в проблемы, но производство наладили. Если бы мы развивались, только имея кругозор четырехлетней давности, ничего бы у нас не вышло. Пришлось преодолевать стереотипы, которые существуют у нас в области, интересоваться и использовать опыт других регионов. На выставках мы видели продукцию, выполненную по технологиям, о которых даже не слышали. Сегодня думаем, как выпустить такую продукцию на своем оборудовании, как приобрести новейшие современные технологии.
ДО: С какими рисками приходится сталкиваться начинающему предпринимателю и как их минимизировать?
Глеб Кудасов:
– Риски, с которыми я сталкиваюсь, лежат во мне. Появляется столько возможностей на этапе старта! Можно этим заниматься, можно другим. И себя «бьешь по рукам»: если не сфокусироваться на главном направлении, толку не будет. Поэтому молодым предпринимателям я рекомендую четко знать цель и не распыляться на мелочи.
Есть проблема с кадрами. Ульяновский регион – более бедный, чем соседи. Происходит вымывание интеллектуальных кадров. Информационные технологии – трудоемкое производство. Вкладываешь в людей деньги, обучаешь их, сертифицируешь, а они уезжают в Москву, в Самару. Очень жалко, что приходится быть кузницей кадров для Москвы.
Руслан Гайнетдинов:
– Не совсем согласен. Кризис многое расставил по местам. Многие люди, работающие в бизнесе, сейчас из Самары приезжают в Ульяновск. По инвестиционной привлекательности Ульяновск находится на 36-м месте в России, ни Чебоксары, ни Саранск вообще не попали в этот список.
Нужно понять, что в нашем регионе возможностей на сегодняшний день гораздо больше, чем в более уплотненных с точки зрения бизнеса регионах.
Например, в Новомалыклинский район идет значительное переселение жителей Самарской области, которые начинают успешно развивать собственный бизнес в нашем регионе. У Ульяновской области хорошие возможности для развития бизнеса, не все ниши заняты. Плюс достаточно комфортный, по сравнению с соседними регионами, налоговый климат. Например, у нас минимальная ставка по УСН составляет пять процентов, а в Самарской, Пензенской и некоторых других областях – 15. Благодаря этому нашим молодым предпринимателям сегодня намного легче.
Глеб Кудасов:
– Может быть, в вузах стоит вести пропаганду того, что наш регион действительно привлекательный, что здесь есть перспективы. Организовывать встречи с потенциальными работодателями по тематике их деятельности, чтобы большая часть выпускников оставалась здесь. Пока же не многие уехавшие возвращаются в Ульяновск. Есть этому и психологические причины: многие не хотят возвращаться, чтобы не выглядеть побежденными.
Руслан Гайнетдинов:
– И власть, и предприниматели, и общественность должны понять, что мнимая непрестижность региона всего лишь результат, как говорит губернатор Сергей Морозов, недостаточного пиара Ульяновской области среди своих жителей.
ДО: Какими личными качествами должен обладать предприниматель?
Владимир Морозов:
– Уж если решил связать свою жизнь с лесом, надо идти до конца, а не останавливаться на полпути. Потому что за тобой – коллектив. И нужно быть обязательно честным: в бизнесе можно обмануть раз, два, но в третий раз тебе не поверят. На любом предприятии немаловажен социальный вопрос. Один – в поле не воин, тебе должны помогать рядом стоящие. А для этого они должны тебе верить.
Глеб Кудасов:
– Здесь, я думаю, важен вопрос лидерских качеств. Надо дать лидерам созреть в молодежной среде, дать им в толпе пробиться. И того, кто пробился, кто захотел заниматься бизнесом, стал лидером, нужно поднимать. У меня, например, в штате есть замечательный программист. Но по характеру это человек угрюмый, не очень общительный, не лидер. Зато такой программист, что больше предпринимателя может зарабатывать своей головой. Такие «золотые головы» обязательно должны быть рядом с руководителем.
ДО: Начать бизнес – это полдела. Что нужно для дальнейшего успешного развития?
Ирина Марьева:
– Кроме денег и бизнес-плана, при открытии нового бизнеса нужно огромное желание и стремление достигать поставленных целей.
Ольга Вейцман:
– Чтобы быть успешным, нужно оставаться конкурентоспособным. Конкурентоспособным бизнес может сделать уникальность. И не только уникальная идея. Она может быть проста: например, открыть продуктовый магазин в доме. Но если такой магазин в доме один, то это уже уникальность по-своему. Если рядом есть магазины, то должна быть уникальность другого рода – в ассортименте, обслуживании, например.
Глеб Кудасов:
– Есть известное изречение, что бизнес-идея – это гвоздь, а стратегия – это молоток, который вбивает этот гвоздь. Важно, как эту бизнес-идею вывести на рынок, как ее донести до конечного потребителя. А к этому прилагается все остальное.
ДО: Антикризисной мерой поддержки предпринимательства стало выделение грантов на создание собственного бизнеса. Какие виды деятельности преобладают в заявках? За что люди берутся охотнее всего?
Руслан Гайнетдинов:
– Первые конкурсные процедуры показали, что на первом месте – проекты, связанные с сельским хозяйством. В нынешних нелегких условиях мы рекомендуем заниматься, в частности, мясным животноводством. Это вполне уверенно прогнозируемая деятельность, в которой есть постоянный потенциал сбыта продукции. В молочном животноводстве могут быть проблемы из-за обвальных цен в этом году. В растениеводстве есть традиционные проблемы, связанные с тем, что наши земли находятся в зоне рискованного земледелия. А в мясном животноводстве – большой потенциал, поскольку на май 2009 года наш регион находился всего лишь на 51-м месте в России по производству мяса и мясопродуктов.
Есть много проектов, связанных с созданием новых производств. И встречаясь с молодыми предпринимателями, мы говорим, что не надо сразу замахиваться на космические корабли и атомные станции. Большие проекты – многорисковые. Надо быть ближе к земле. Производство спецодежды, топливных гранул из древесно-стружечных отходов и т. д. В ремесленничестве есть большое количество проектов, в сфере бытовых услуг, в торговле – например, магазины шаговой доступности.
В условиях кризиса немного сместились акценты в туристическом бизнесе. Получить путевку на местную турбазу стало очень трудно. Популярность наших туристических объектов громадна. И это – одно из направлений развития собственного бизнеса. Например, наш департамент курирует около сорока новых проектов в сфере туристического бизнеса на территории Ульяновской области. Это не какие-то шикарные туристические комплексы, а малые турбазы, гостевые дома, мини-гостиницы, объекты придорожного сервиса, расположенные в красивейших уголках региона. И это направление тоже крайне перспективно для молодых предпринимателей.
Любые проекты принимаются к рассмотрению и имеют право жить.
Единственная проблема – это качественный бизнес-план, который нужно составить, чтобы пройти профильные экспертизы в министерствах, защититься и получить денежные средства. Тут порой молодым людям не хватает образования, мешает экономическая неграмотность. Написать правильно бизнес-план им бывает труднее, чем создать свой бизнес. Но эта процедура обязательна, потому что средства, которые вы привлекаете, – не ваши, а государственные или принадлежащие инвестору, и они должны быть под строгим контролем.