Осень по традиции считается началом нового «сезона» для медицинских учреждений. Объяснение тому простое: в это время года обостряются многие хронические заболевания. К тому же, вернувшиеся из отпусков ульяновцы предпочитают для профилактики проверить свое здоровье. И все чаще для этого обращаются в частные клиники.
Момент истины
С 1998 года, когда в Ульяновске появились первые негосударственные лечебные учреждения, степень доверия к «частникам» у жителей региона значительно выросла. За более чем десять лет клиники доказали, что существует медицинское обслуживание совершенно иного уровня. И платные услуги – это не банальный «отъем» денег, а гарантия качества и, что тоже немаловажно, соответствующего отношения.
Нынешний год для многих ульяновских частных клиник стал «моментом истины»: правила игры на рынке определял кризис. По мнению специалистов, медицина – достаточно специфическая отрасль: от финансовых бурь она не проигрывает, а выигрывает. Закрываются мелкие частные центры; набирают обороты крупные клиники, происходит перераспределение клиентов, в том числе и в государственные лечебные учреждения. Не обошел этот процесс и ульяновский рынок платных медицинских услуг.
Объединение, инновации, изобретения…
Кризис внес свои поправки в работу ведущих частных клиник, работающих в нашем регионе. Часть из них сделала ставку на объединение с крупными сетями, что, по мнению руководителей лечебных учреждений, поможет им удержать позиции и даже выйти в лидеры рынка частных услуг.
– В прошлом году наш центр стал частью сети медицинских клиник и теперь оказывает медицинские услуги под маркой «Лечебно-диагностический комплекс Медгард»,- рассказывает главный врач лечебно-диагностического комплекса «Медгард-Ульяновск» Олег Асиновский. – Головным предприятием сети является многопрофильная клиника в Самаре, в которой, помимо большой поликлиники, клинической лаборатории и отделения инструментальной диагностики, имеются роддом, отделение хирургии с круглосуточным стационаром и детский реабилитационный центр. После объединения в нашей клинике изменилось многое. Прежде всего, сделаны значительные инвестиции в технологии. У нас появилось много новых хороших врачей, знания и навыки которых существенно расширили медицинские возможности клиники. Наши специалисты постоянно обучаются новым методикам и работе с новым оборудованием в Самаре. Но самое главное, совершенствуются стандарты медицинской помощи и обслуживания клиентов. Внедрен целый комплекс программ: медицинских (например, универсальные скрининг-программы), сервисно-медицинских (медицинские абонементы), сервисных (накопительная дисконтная система). Ничего этого раньше не было.
История «Медгард-Ульяновск» – яркий пример превращения обособленного частного медицинского центра в клинику с большими возможностями и потенциалом. Изменения здесь произошли по всем направлениям: и в медицинской части, и в маркетинге, и в управлении бизнесом. По мнению экспертов, вхождение в крупные сети – это наиболее действенный способ пережить кризис. В ближайшее время на ульяновский рынок должны выйти еще как минимум две брендовые клиники, в том числе, одна – с иностранным капиталом.
Еще один тренд – внедрение инновационных технологий. К сожалению, позволить себе такое «удовольствие» могут только давно работающие на рынке и уже раскрученные клиники, имеющие постоянных клиентов. А значит, и постоянную прибыль.
– Новые услуги мы, по сложившейся традиции, вводим как минимум раз в полгода, – говорит директор «Центра медицины и психотерапии» Ольга Пономарева.
– К примеру, из последнего – новая косметическая линия, основанная на нанотехнологиях (космецевтика). Это совершенно иной подход к уходу за кожей, альтернатива популярной мезотерапии. Плюс к этому, мы внедрили новые методики по лечению табакокурения и игромании.
Ряд клиник делает упор на продвижение и расширение услуг, предназначенных для определенных клиентов. К примеру, в медицинском центре «Werbri» внедрили новые направления, касающиеся обследования детей от рождения до 15 лет, – томографию, УЗИ, съемку в формате 3D, приобрели новый аппарат для искусственной вентиляции легких.
– Новые технологии направлены на улучшение качества работы врачей и максимальное удобство пациентов, – говорит главный врач лечебного учреждения Махач Алиев.
Еще одно перспективное направление развития – внедрение авторских методик, оригинальных разработок, при помощи которых лечат только в отдельно взятой клинике. К примеру, в «Клинике вертеброневрологии Марселя Хайретдинова» используют запатентованный руководителем клиники медицинский атлетизм – новую технологию лечения пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата: грыжа дисков, остеохондрозы, сколиозы, травмы. Уникальная методика реабилитации и профилактики этих заболеваний у детей и взрослых основана на строго вертикальных силовых нагрузках с отягощениями. И получить этот вид лечения можно только «у Хайретдинова».
Испытание конкуренцией
По мнению ведущих игроков рынка, дальнейшее развитие частных клиник в нашем регионе, как, впрочем, и во всей России, связано с повышением качества и максимальным расширением спектра услуг.
– Развиваются, прежде всего, те направления частной медицины, которые обеспечивают быстрые и хорошие результаты. А соответственно, – оперативный возврат вложенных средств, – считает директор «Клиники доктора Коренченко в Ульяновске» Ольга Вейцман. – В первую очередь, это медицинское консультирование, простая диагностика и хирургические вмешательства небольшого объема, не требующие мощных сопутствующих служб в виде больших операционных, реанимаций, лабораторий и так далее.
Впрочем, небольшим лечебным учреждениям, которые смогут пережить кризис, придется выдержать серьезное испытание конкуренцией с крупными многопрофильными центрами, которых по мере развития этого сектора рынка будет все больше и больше. Крупные сетевые клиники предлагают иную, высокотехнологичную, малотравматичную помощь, и в их силах решить сложные проблемы со здоровьем. Поэтому на первый план сегодня выходят инвестиции – в закупку оборудования, подготовку персонала – все то, что составляет основу высококачественного лечения – а иного от частных клиник и не ждут.
Спектр проблем, с которыми столкнулись сегодня частные клиники, весьма широк.
– В принципе, это все то, что мешает любому бизнесу: от недостатка собственных ресурсов для развития до системы платных услуг, оказываемых в государственных ЛПУ по нерыночным ценам, и государственных ограничений. Например, частным клиникам практически закрыт доступ к ОМС или к госпрограммам оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Но мы ко всему этому относимся философски: ресурсов всегда не хватает, а государство поддержку предпринимательству лишь декларирует, – продолжает Олег Асиновский. – Заметьте, я не называю в числе этих факторов экономический кризис. Динамика посещаемости нашего комплекса сейчас намного лучше, чем год назад. И вообще, в условиях кризиса в медицине, как и на других рынках, дифференцирование по доходам участников рынка происходит энергичнее. Слабым становится тяжелее, у сильных появляются дополнительные возможности.
Для других клиник сегодня главной проблемой является нехватка квалифицированных кадров. К примеру, по словам Ольги Пономаревой, руководство «Центра медицины и психотерапии» хотело бы видеть среди своих сотрудников больше профессионалов и энтузиастов своего дела. Клиника готова вкладывать солидные средства в их обучение – были бы претенденты. Ведь, как известно, многие пациенты идут в клиники именно «на специалиста», доверяя опыту и профессионализму определенных людей.
В любом случае, сегодня на рынке выиграет тот, кто найдет оптимальный баланс между ценой и качеством при широком спектре предоставляемых услуг. Несомненный плюс частной медицины – то, что она не только ориентируется на потребности клиентов, но и сама является «пионером» во многих направлениях, продвигая услуги, о которых многие жители региона еще недавно не могли и мечтать.
Анастасия Митина