или Путешествие как способ познания

Стихия детства — игра, которая является основой для понимания, усвоения и закрепления нового материала, ознакомления с окружающим миром. Мы выбрали замечательную форму проведения уроков, на которых формировалась не только коммуникативная, но и общая культура, — виртуальные и реальные уроки-путешествия. Это может быть путешествие во времени (в прошлое и будущее), на место работы родителей учеников, в гости к ветерану — участнику Великой Отечественной войны, по родному краю, дальним странам, в сказку — дети сами придумывают, где им хотелось бы побывать. Ребята сами предлагают и средства передвижения: пешком, городским транспортом, самолетом, пароходом, на космическом корабле, на ковре-самолете и т. п.

Некоторые из разработанных автором уроков-путешествий были проведены в школах города Ульяновска и Ульяновской области и дали хороший результат: было доказано, что конструктивное сотрудничество семьи и школы возможно на основе формирования коммуникативной культуры младшего школьника. «С самых первых шагов человек осваивает окружающий мир, вдыхая запахи родной земли, любуясь ее красками, растворяя в себе ее дивные звуки», — пишет Владимир Супруненко («УГ» №45, 04.11.2008). На таких уроках дети познают образ жизни предков, их традиции, обычаи, обряды; знакомятся с «соседями».

На уроках-путешествиях мы проводили конкурсы, концерты, самодеятельные спектакли, чаепития, празднование Масленицы, выезды на природу, работу в школьном музее, «школу экскурсоводов» и т. п. Подобного рода мероприятия удовлетворяют потребность ребенка в общении одновременно и со сверстниками, и со взрослыми. Во время проведения этих уроков создается особая коммуникативно-речевая среда взаимопонимания, взаимоподдержки, единения взрослых и детей, атмосфера общего интересного дела. Целостная картина мира — это та база, на основе которой ребенок способен понять то общее, что существует между различными народами и культурами, и научиться уважать те различия, самобытные особенности, которые отличают народы друг от друга. Кроме того, это дает возможность идентифицировать себя как носителя определенной культурной традиции, что подразумевает освоение норм и правил поведения, характерных для данной культурной среды, освоение национального творческого наследия» («Мир ребенка — мир культуры». «УГ» №48, 25.11.2008).

Самое главное — найти для каждого ребенка дело, которое ему по душе, где он может проявить себя с наибольшей отдачей, и не бояться поручать ему ответственные задания.

Наталья ШЛЕНСКАЯ, студентка педагогического факультета Ульяновского государственного педуниверситета