В Москве убит видный дагестанский чиновник. Криминальные разборки на московских улицах сделали столицу не менее опасным местом, чем Северный Кавказ
«До сих пор предпринимаются попытки дестабилизировать ситуацию в Дагестане. Уверен, что это никому не удастся сделать», – заявил 25 сентября бывший и, вероятно, будущий гарант Конституции. Неизвестно, поколебалась ли уверенность Путина через пару дней, когда практически синхронно были убиты замначальника уголовного розыска МВД Дагестана Алимсултан Атуев и его тезка, глава администрации Хасавюртского района Дагестана Алимсултан Алхаматов.
Второе убийство оказалось гораздо более громким. Немудрено – в Алхаматова сделали два десятка выстрелов прямо на московской улице. Информация постоянно меняется, количество найденных стволов в сообщениях новостных агентств постоянно растет, а число задержанных, напротив, снижается. На данный момент можно с некоторой уверенностью утверждать, что задержан водитель киллеров (возможно, его зовут Хабир Будайханов) и найдено шесть единиц огнестрельного оружия, в том числе автомат Калашникова и автоматы марки «Кедр». Кроме того, в качестве трофеев правоохранительным органам достались автомобили преступников – Mitsubishi Pajero и Mercedes S350.
К убийствам чиновников и милиционеров в Чечне, Ингушетии, Дагестане россияне давно привыкли. И даже ушлые журналисты не считают за новость какое-нибудь очередное покушение, особенно если оно не удалось. Но когда кавказские группировки переносят свои разборки в Москву, они тем самым недвусмысленно бросают вызов центральной власти. Причем, как правило, такие преступления совершаются демонстративно, даже с некоторым шиком.
Классикой жанра стала ликвидация бывшего командира оперативно-боевой группы «Горец» Мовлади Байсарова. 18 ноября 2006 года чеченские милиционеры буквально изрешетили этого «врага народа» на улице полной народа, рядом с входом в станцию метро «Ленинский проспект». Следствие пришло к выводу, что все делалось в рамках закона.
Ареной битвы северокавказских кланов постепенно становится весь мир, причем за последний год активность киллеров можно сравнить только с их наглостью. 23 сентября 2008 года на Смоленской набережной застрелен Герой России Руслан Ямадаев. 13 января 2009 года в тихой Вене убит бывший охранник Ахмада Кадырова Умар Исраилов. 5 февраля на улице Крылатские холмы в столице ликвидирован бывший вице-мэр Грозного Гилани Шепиев. 28 марта в ОАЭ расправились с Сулимом Ямадаевым. И вот теперь, после небольшой паузы, во время которой громкие убийства кавказских чиновников и правозащитников совершались на исторической родине, киллеры приехали в Москву на Новочеремушкинскую за жизнью Алхаматова.
Ликвидация Зелимхана Яндарбиева в Эмиратах (13 февраля 2004 года) и Александра Литвиненко в Лондоне (скончался 23 ноября 2006 года) несколько выбиваются из этого ряда – в них международное сообщество прямо обвиняет российские спецслужбы. Что, впрочем, так же недоказуемо, как и любая другая версия.
Каждое подобное преступление объявляется происками тех, кто заинтересован в дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. Утверждение столь же бесспорное, сколь и рискованное, можно даже сказать клеветническое. Обвиняемым во всех грехах анонимным международным террористам при нынешнем положении дел в мировой политике решительно не за что гневаться на Россию. Простая логика подсказывает, что более всего стабильность в регионе невыгодна тем, кто при переходе к нормальной жизни лишится денежных потоков – то есть северокавказским властям и федеральным силовикам. Что им делать и делить, если в один прекрасный день Ингушетия успокоится и превратится в подобие, например, мирной и нищей Ульяновской области?
Кроме того, московские убийства с четким кавказским следом на руку русским националистам. Никакому москвичу не нравится, когда на улицах стреляют. И чем четче оружие будет ассоциироваться с лицами кавказской национальности, тем проще будет разыгрывать ксенофобскую карту на предстоящих выборах в Мосгордуму.