Глава ОАК согласился с претензиями авиакомпаний

Объединенная авиастроительная корпорация признала наличие технических проблем с самолетом Ту-204, которые стали причиной вынужденных посадок российских авиакомпаний, прежде всего, Red Wings, флот которой полностью состоит из Ту-204. Представители авиапрома уверяют, что главная причина претензий эксплуатантов — финансовые проблемы и нежелание выполнять обязательства по закупке самолетов, а также недостаточный уровень технического обслуживания воздушных судов. Авиаперевозчики опровергают это, утверждая, что несут значительные убытки от эксплуатации некачественной техники.

Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Алексей Федоров в пятницу впервые официально признал проблемы с качеством самолетов Ту-204 и его модификацией Ту-214, заявив, что согласен с претензиями, изложенными в направленном ему неделей ранее письме главы Росавиации Геннадия Курзенкова. В документе, ссылаясь на обращения авиакомпаний, прежде всего, крупнейшего эксплуатанта Red Wings, господин Курзенков указал на многочисленные сбои в работе узлов и оборудования самолетов Ту-204 и пригрозил приостановкой эксплуатации самолетов данного типа. «Мы сами крайне недовольны тем, что у нас происходит с эксплуатацией Ту-204», — сказал господин Федоров, добавив, что «основные проблемы связаны с надежностью комплектующих изделий», прежде всего, с двигателями ПС-90А.

Ту-204 производится с 1996 года, в эксплуатации находится 46 таких самолетов. В 2009 году сообщалось как минимум о пяти вынужденных посадках самолетов Ту-204 Red Wings. Претензии к качеству и техническому обслуживанию этих самолетов высказывали и другие эксплуатанты Ту-204/214 — «Владивосток-авиа» и ГТК «Россия».

Президент ОАК пояснил, что для решения проблем с обслуживанием Ту-204 и Ту-214 создается «пул запасных частей» и сервисный центр на заводе-производителе самолетов «Авиастар-СП» в Ульяновске. Представитель ОАК добавил, что корпорация представила в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) перечень претензий к двигателям и руководство ОДК пообещало решить эту проблему. Представитель ОАК также сообщил, что с середины 2011 года планируется начало поставок новой модификации самолета Ту-204СМ с двигателем ПС-90А-2. «Новый двигатель разрабатывается с учетом претензий к прежнему, конструкция позволяет заменять его на уже выпущенных Ту-204», — сообщил „Ъ“ представитель ОАК.

Представитель ОДК сказал „Ъ“, что каждый случай рекламации двигателя — предмет серьезного разбирательства на Пермском моторном заводе. Согласно выводам комиссии из представителей авиакомпании и производителя, из восьми претензий к двигателям от Red Wings семь были вызваны проблемами топливообеспечения. «Авиакомпания утверждает, что некачественным оказался топливный насос, а двигателисты указывают на некачественное топливо и обслуживание двигателя авиакомпанией», — добавил представитель ОДК.

Собеседники „Ъ“ в авиапроме уверяют, что единичные отказы узлов — обычное дело в эксплуатации как отечественных, так и импортных самолетов, и отмечают, что претензии авиакомпаний активизировались во время кризиса. По мнению одного из собеседников „Ъ“ в авиапроме, для авиакомпаний это лишь оправдание трудностей выполнения взятых на себя обязательств. Он напоминает, что Red Wings заключила опцион на поставку девяти самолетов Ту-204, но пока его не реализовала. По словам другого источника на рынке, поводом для письма Геннадия Курзенкова в ОАК стала жалоба компании «Трансаэро», которая «не хочет принимать очередной самолет Ту-214». Господин Курзенков подтвердил „Ъ“ наличие обращений от обоих перевозчиков.

«Претензии к обслуживанию, конечно, есть, но от самолетов мы не отказываемся», — сказал „Ъ“ пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал. Гендиректор Red Wings Константин Тетерин настаивает на том, что от частых поломок Ту-204 авиакомпания несет убытки, которые, по его словам, достигли 270 млн руб.

Сергей Дементьев, исполнительный директор ульяновского самолетостроительного завода «Авиастар-СП», выпускающего Ту-204, соглашается, что «у производителя самолета есть ряд претензий к качеству комплектующих и двигателей». «Мы постараемся на модернизированном самолете Ту-204СМ как минимум приблизить качество комплектующих и двигателей до уровня качества планера, — сказал господин Дементьев. — Все вынужденные посадки никак не связаны с планером. К нему претензий нет».

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что более совершенный двигатель ПС-90А-2, в котором учтен опыт предшественника, мог бы уже давно «встать на крыло». «И то, что программа его ввода хронически недофинансировалась, это на совести отчасти пермяков, но и отчасти тех, кто составляет и финансирует федеральные целевые программы», — сказал эксперт. Он также считает, что «эмоциональные заявления о том, что плохие самолеты или о том, что у эксплуатантов кривые руки, не идут на пользу ни одной из сторон, от этого хуже всем: эксплуатантам, производителю и технике».

Алексей Екимовский, Москва; Сергей Титов, Ульяновск