ОЛЬГА ПАВЛИКОВА,АЛЕКСАНДР САРГИН, ЮЛИЯ ГОРДИЕНКО, ИГОРЬ КРЮЧКОВ, ГАЗЕТА
Федеральные министерства и ведомства начнут осваивать виртуальное пространство не каждое само по себе, а целенаправленно и по единому алгоритму. Министерство связи и массовых коммуникаций на официальном сайте госзакупок разместило вчера 12 заказов на сумму более 46 млн рублей, большая часть предназначена для исследовательских работ в интернете. 12 млн ведомство Игоря Щеголева потратит на “исследование основных направлений создания портала Минкомсвязи РФ, подведомственных агентств и службы”, 5 млн — на “разработку методики освещения общественно значимых событий в отрасли информационных и коммуникационных технологий и массовых коммуникаций”, но самый любопытный лот называется “Исследование основных направлений продвижения интересов федеральных органов исполнительной власти с помощью специализированных социальных сетей”.
Начальная цена контракта — 5 млн рублей. В пресс-службе Минкомсвязи “Газете” подтвердили, что их цель — обсуждение деятельности госорганов рядовыми юзерами с чиновниками на тех же ” Одноклассниках” или “ВКонтакте”.
В Министерстве связи и массовых коммуникаций намерены получить за эти деньги от исследовательских организаций некую программу, при помощи которой чиновники всех органов исполнительной власти могли бы активно выступать на интернет-площадках, участвовать в обсуждении рабочих проблем или ведомственных документов — в общем, разъяснять недоверчивому виртуальному сообществу суть своей деятельности.
Агентурные сети
“В социальных сетях присутствуют люди, мнение которых нам очень важно. Мы не должны быть глухими к тому, что обсуждается профессионалами в социальных сетях, в блогосфере, на отраслевых форумах. С одной стороны, мы будем впитывать информацию, с другой — инициировать обсуждение важных для министерства и отрасли вопросов. Министерство не должно быть пассивным “приемником” информации, оно призвано играть активную роль, предлагая темы для дискуссий, фокусируя внимание блогосферы на тех или иных проблемах ” , — пояснили ” Газете ” в пресс-службе.
Сотрудники Минкомсвязи уточняют, что 5 млн рублей пойдут не только на поиск и регистрацию на существующих вебресурсах, где обсуждают правительственные инициативы. На эти деньги исследовательские структуры должны подготовить методологию ведения ведомственных блогов. ” Если внимательно прочитать название лота, то понятно, что помимо создания программных средств туда входит разработка схемы работы того, что грубо можно назвать ” агентурной сетью ” , для продвижения идей, которые помогут развить национальные отрасли. По нашим данным, многим специалистам очевидна необходимость разработки таких программ и схем взаимодействия органов власти с блогосферой ” , — утверждают в министерстве.
Подчиненные Игоря Щеголева ссылаются на зарубежный опыт.
Скажем, администрация правительства Великобритании недавно выпустила универсальную аналогичную методологию. В ней собраны простые правила для чиновника в виртуале. Например, что блогинг ведется от лица ведомства, а не конкретного сотрудника, или что в качестве аватара берется логотип госоргана. Оговаривается количество сообщений в день — от 2 до 10, не чаще, чем раз в полчаса. Описаны разные виды записей в официальном микроблоге, технологии вроде укорачивания ссылок, перепостов, а такжеуказано, как продвигать ведомственный микроблог, кто такие “последователи” и сколько их должно быть.
Правда, в Минкомсвязи пока нечетко представляют, как аналогичные методики заработают в России, как отразится отечественная специфика. Допустим, министру Татьяне Голиковой под ником ” Минздравсоцразвития ” необходимо обсудить с юзерами реализацию нацпроекта ” Здоровье ” . Ей нужно регистрироваться в сетях и предлагать посты для обсуждения или просто включаться в дискуссии на интересующую тему?
Очевидно, что для выработки алгоритма действий чиновника подробных инструкций писать не обязательно, он сам должен сообразить. Поэтому деятели рунета называют сумму в 5 млн рублей завышенной. ” Скорее всего, результатом исследования станет доклад, в котором распишут, на каких сайтах какие поднимаются темы. Дадут рекомендации, как общаться с участниками конкретного форума или блога. Такой доклад можно подготовить в течение пары недель силами нескольких человек, и цена вопроса составит несколько десятков тысяч долларов, а то и меньше ” , — заявил в интервью ” Газете ” консультант Фонда эффективной политики, шеф редактор сайта ” Кремль. оrg ” Павел Данилин. Он отметил, что обновлять данные доклада необходимо как минимум каждые полгода, так как в интернете постоянно появляются новые сообщества, группы, кланы, сайты и т. д. Отследить их с помощью единой поисковой программы невозможно.
Поведению в интернете надо учиться
Деятели интернета скептически отнеслись и к другой задаче, поставленной Минкомсвязи, — через объяснения и пропаганду формировать положительный имидж. Заместитель гендиректора “Рамблер Интернет холдинг” Иван Засурский считает, что в социальных сетях это невозможно, там можно лишь общаться и дискутировать с другими пользователями, защищая свои интересы и внимательно относясь к замечаниям других. “Для органов исполнительной власти социальные сети могут быть интересны скорее с двух сторон. Во-первых, с их помощью можно собирать информацию о мнениях сограждан о предлагаемых инициативах или о работе ведомств. Во-вторых, общаться и защищать свое честное имя. Но делать это должны не только сотрудники пресс-служб, но и все чиновники ” , — сказал “Газете” Засурский. По его словам, многие чиновники и так зарегистрированы, часто анонимно, на узкопрофессиональных сайтах и участвуют в дискуссиях. Поставленной задачи нет, и они просто высказываются как профессионалы. А если появление ведомств в виртуальном пространстве станет массовым и целенаправленным, то этим участникам придется в постоянном режиме закидывать в блоги волнующие темы и обсуждать их в обязательном порядке. Насколько эффективна подобная обязаловка — большой вопрос.
В пресс-службе Минкомсвязи отмечают, что после разработки программы виртуальными первопроходцами станут сотрудники отделов общественных связей, которые по идее более подкованы, чем рядовые специалисты. Павел Данилин сообщил, что у большинства федеральных госорганов нет странички в ” ЖЖ ” и даже форума на официальном сайте.
“Если посты будут написаны интересно и профессионально, их начнут читать тысячи юзеров, и это очень эффективно. Иногда министерству необходимо высказать свою позицию открыто, а иногда — неофициально. Если такая информация востребована веб-сообществом, то она может значительно улучшить имидж госструктур, но этому нужно учиться”, — говорит Данилин.
Ведомство Игоря Щеголева намерено показать пример коллегам: открыть на своем сайте общественную видеоприемную, социальную сеть, колонку видеоновостей, куда можно зайти в том числе с мобильного телефона. Пока эти технологии доступны лишь на официальном сайте Кремля.
Все на LiveCity!
Россияне больше всех проводят времени в социальных сетях, говорится в июльском исследовании компании comScore, которое охватывает интернет-пользователей старше 15 лет. Так, в мае они проводили на сайтах социальных сетей в среднем 6,6 часа и просмотрели более 1,3 тыс. страниц. Это вдвое больше, чем в остальном мире, где пользователи в среднем просматривали 525 страниц, потратив на это 3,7 часа.
Согласно подсчетам comScore, интернетом пользуются около 32 млн россиян, две трети из них ( 18,9 млн) посещают хотя бы одну социальную сеть. Самый популярный ресурс — ” ВКонтакте. ру ” , который в июле насчитывал 14,3 млн пользователей. За ним идут ” Одноклассники. ру ” ( 7,8 млн) и ” Мой мир@ mail. ru ” ( 6,3 млн).
Несмотря на популярность социальных сетей, долгое время они не приносили прибыли своим владельцам. Крупнейший мировой ресурс Facebook лишь в этом году впервые вышел в плюс.
Об этом в середине сентября сообщил гендиректор социальной сети Марк Цукерберг в своем блоге, отметив, что аудитория Facebook достигла 300 млн пользователей. Это тем более примечательно, что летом главный конкурент сети — сервис MySpace сократил 30% своих сотрудников и закрыл ряд зарубежных офисов, включая российский.
В России наиболее заметную попытку монетизации социальных сетей предпринял сайт ” Одноклассники. ру ” . Для этого в конце прошлого года на пост президента компании был назначен Никита Шерман, который способствовал тому, что в социальной сети появилась масса платных сервисов. При этом, однако, упала посещаемость ресурса, а в июне этого года Шерман неожиданно покинул компанию. Тем временем сеть ” ВКонтакте. ру ” планирует в ближайшее время выйти на зарубежный рынок. В конце августа ресурс приобрел домен vk. com и собирается запустить свои версии на 12 языках мира.
Между тем число новых социальных сетей продолжает увеличиваться. Так, за последние месяцы открылись соцсети для любителей музыки Tune. ru, для талантливых людей Talenthouse, для ученых ” Мой Тезис ” . Кроме того, на базе портала GZT. RU запущена социальная сеть о городской жизни LiveCity, которая формируется на основе пользовательских сообщений.
Блогеры — политики и чиновники
Наиболее активными блогерами из высших чиновников являются губернаторы. Персональные странички есть у Олега Кожемяко (Амурская область), Сергея Катанандова (Карелия), Александра Волкова (Удмуртия), Сергея Морозова (Ульяновская область), Василия Бочкарева (Пензенская область) и многих других. Региональные чиновники тянутся вслед за своими начальниками. В интернете присутствуют комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, Государственная инспекция труда в Санкт-Петербурге, нотариальная палата города, советника мэра Самары по информполитике и др.
А интернет-первопроходцем из правительства стала министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Первая запись на ее сайте появилась 24 августа, движок позволяет выкладывать видеообращения и комментировать их.
В начале сентября персональную страницу открыл руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области — главный судебный пристав Московской области Владимир Щепотин. Его первая запись в честь 1 сентября была посвящена осуждению алиментщиков-уклонистов.
Вслед за ним в виртуале появился руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов.
Но наиболее продвинутыми юзерами считаются деятели публичной политики. Свои странички в “Одноклассниках” и “ЖЖ” есть у большинства депутатов Госдумы, в том числе первого вице-спикера Олега Морозова и либерал-демократа Владимира Жириновского. А страничка спикера Совета федерации Сергея Миронова даже победила в конкурсе “Блог рунета — 2009” в номинации “Политический персональный блог”.
Как отстаивать интересы госорганов в соцсетях?
Марат Гельман, галерист
Во-первых, я бы посоветовал это делать не в “Одноклассниках”, а в “Живом журнале”, потому что медийно он лучше организован. И во-вторых, призываю понаблюдать, как губернатор Пермского края Олег Чиркунов с помощью своего “ЖЖ” борется с коррупцией в ГАИ. По-моему, у него это получается очень эффективно. Граждане посылают ему свои жалобы, а он тут же переправляет эти запросы в прокуратуру. “Одноклассники” для этого не приспособлены, а “Живой журнал” даже очень приспособлен. Так что рецепт такой деятельности очень простой: это должны быть первые лица, которые, не спуская вниз чиновникам жалобы, могли бы реагировать на них сами. Главное, что именно они должны вести в “ЖЖ” свою страничку, потому что мелким чиновникам люди не будут сбрасывать свои претензии и жалобы. Что касается нехватки времени, то на эту тему я говорил с Олегом Чиркуновым. Он тратит на это ночью примерно час, да и вообще у начальства рабочий день ненормированный. Что касается блога президента Медведева, то, по-моему, это некая общественная приемная, и нельзя всерьез говорить о том, что он мог бы реагировать на все жалобы. Именно “Живой журнал” дает уникальную возможность для того, чтобы эффективно работать с обращениями людей. Кстати, в Нью-Йорке я видел модель электронного правительства города, где 80% всех муниципальных вопросов решается исключительно с помощью электронного общения. Люди сидят дома, заполняют какие-то формы, а через некоторое время получаешь ответы — и никакого личного общения с чиновником. Кстати, сейчас это можно сделать ходом в борьбе с коррупцией. Если будет осуществлен переход к электронному государству, то вместо чиновников будут компьютеры.
Но пока есть чиновники, которые что-то решают, будет и коррупция.
Алексей Митрофанов, бывший депутат Госдумы
Вести какую-то полемику в социальных сетях, думаю, является прерогативой пресс-служб министерств и ведомств. Пусть эти люди и ведут разъяснительную работу для населения посредством интернета, не все же время им начальство на тусовках сопровождать. Думаю, что первым лицам даже на местном уровне невозможно было бы этим заниматься, потому что их бы просто завалили различными жалобами и предложениями. Первые лица должны заниматься своей протокольной работой, ведь они в течение дня подписывают десятки бумаг и проводят десятки встреч. Никто не понимает, что первые лица — это своего рода регулировщики, которые стоят на дороге. Ведь инспектор ГИБДД не сможет и руководить движением, и кому-то по компьютеру что-то отвечать. Он стоит на дороге, отмахивает палкой и больше ничего не видит, потому что идет поток из тысяч машин. Так и работа в интернете: возможно, министерствам и ведомствам нужно нанимать для этого дела лояльных блогеров. Пусть они и тусуются в виртуальном пространстве, освещая работу своего ведомства, да еще и деньги за это получают. А первый руководитель может в своем блоге влезть разве что в какой-то сверхинтересный, знаковый и прецедентный случай, но постоянно участвовать в этом — никакого времени не хватит.
Игорь Трунов, адвокат, доктор юридических наук, профессор
По-моему, по интернету можно связаться с кем угодно, но только не с представителями власти. Я в своей жизни в переписку с органами власти вообще так ни разу и не вступил, хотя пытался неоднократно. Если там указаны какие-то “левые” телефоны или факс все время пищит, то прекрасно понимаешь, чем закончится попытка начать электронную переписку. По-моему, у нас только декларируются возможности взаимоотношений с властями по интернету, а практика показывает, что это, как правило, нерабочий институт.
Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы
Я знаю, что среди блогеров есть представители власти, скажем, депутаты. И в “Живом журнале” кто-то из них тоже есть, но я не вступала с ними в переписку. Я в курсе, что и у Жириновского есть свой блог, но я к нему не заходила, потому что мне вполне хватает его появления на экранах телевизоров. Для меня интернет — это источник новостей, какие-то статьи, мнения и так далее.