Время сегодня непростое. С этим никто не спорит. Непростое в плане экономическом, соответственно социальном, соответственно политическом и прочая. В России добавилась специфика некоторой усталости и обострившихся под стимулом кризиса проблем истекающего десятилетия. «Национальная идея» не проявилась, идеологическую дыру так никто и не заткнул, экономика по прежнему сосет нефть. И сегодня все более жестко подходит время принятия решений. Под эпохой нефтяной и политической халявы подвёл жирную черту кризис. Теперь критерий дальнейшей выживаемости элит стоит просто: насколько она это хотя бы осознает? Насколько она способна это осознать. Еще проще: насколько ей хватает интеллектуального, харизматического, организационного если хотите горизонта что бы просто увидеть и поставить перед собой вопрос таким образом. Конечно, запас прочности задан. Отработаны рычаги административного ресурса, элиты (базового для истекшего бизнес-десятилетия круга) сконсолидированы вокруг жирного пирога и, как показывают проходящие региональные выборы, этого запаса прочности чаще всего хватает. Однако тревожные звонки уже сливаются в дружный оркестр. Во первых. Кризис не закончился. Что он и из чего он внятно никто сказать не может. Но то что он носит структурный, системный, парадигмальный, если хотите, и эпохальный характер – общее место в выступлении любого экономиста. Далее. Политического пирога внутри партии власти хватает не всем. Ресурсные элиты собранные в одном месте – палка о двух концах. Эти две основные, но далеко не единственные причины заставляют федеральный центр действовать в направлении расширения и частичной ротации элит. Президент и его команда дают прямую публичную отмашку на усиление оппозиции. Более того, в своем последнем выступлении – «черновике» послания федеральному посланию президент в инновационной (опять же) форме интернет-послания напрямую призывает к новому набору элит. Кричит пока в кажущуюся пустоту. Однако это «пустота» отзывается гулом. Гул неформализован и крайне невнятен, но его источником являются реальные силы. И это опять же тревожный звонок для «влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает» (слова президента). Другой аспект системного вызова: «Политика усложняется, становится все более «умной» — это одна из центральных мыслей ярославской речи Медведева. Технологизация, профессионализация политики означает в том числе и новый кадровый призыв в нее. Более сложные и высокоразвитые системы требуют изменения организации работы. Это касается всей политической машинерии — государственного аппарата, региональной власти, парламентов, партий, НКО, экспертного сообщества.

Тех «звонков» что перечислены выше уже хватает для того чтобы звук прорвался до самых «медведь на ухо наступил» ушей. А вот здесь я подхожу к главной теме этого импровизированного текста – к «вилке возможностей» которые встают сегодня перед властью. С одной стороны есть инерция халявы и представляющие её конкретные силы. Для примера. Внутри местного ЕдРа наиболее полно эту линию представляет группа каратистов – фальшиводипломников. Это понятно и даже предсказуемо. Как политический субъект эти фигуры сформировались именно и только (sic) в обозначенный период. В рубашке админресурса и круговой поруки. На фоне посредственных компетенций рефлекс идти напролом – фактически единственное, что у них сформировалось и это пока работает. Работает в нулевые годы. В ресурсном супе закрытых элит любая активность приносит гарантированные дивиденды. Дальше будет сложнее и это заметно уже сейчас. Другую сторону формализовать сложно. К ней необходимо отнести тех, кто реально идет на диалог, кто способен к этому. По большому счету именно это и является сущностью и искусством реальной, незаконсервированной в искусственном благополучии политики.

От выбора вектора дальнейшего пути развития зависит многое. Зависит судьба региона и отдельных личностей. Время кризиса – это время изменений. И выживут те, кто будет к ним наиболее способен. Как бы ни хотелось плыть по инерции благополучия. Возвращаясь к началу, повторю, что федералы это прекрасно понимают. Без преувеличения именно эта линия является стратегической в последних действиях и выступлениях президента. То же самое могу сказать и о главном стратеге и строителе современной российской политики Вячеславе Суркове. Однако до регионов столичная мода доходит с опозданием ровно в сезон даже несмотря на то что события и процессы особенно в околовыборный период развиваются зачастую много стремительнее. А это риски о которых пишут многие (в том числе околокремлевские аналитики). Обратите внимание на публикацию полугодовой давности и сопоставьте (в том месте, где прогнозы развития региональных событий) с тем, что происходит сегодня у нас. Единственное с чем не соглашусь – Виталий Иванов (один из самых талантливых воспитанников Павловского)пишет о цветочках марта и ягодках октября. Отнюдь. Чуть помедленнее. У нас цветочки – текущие муниципальные выборы, а ягодки еще не подоспели. Непростые осень и зима – условия для их вызревания. Большой ЕГЭ выборов в новых общественно-политических условиях могут пройти не все.

Памятуя Столыпина перефразирую: нам не нужны потрясения, нам нужно движение, динамичное и осознанное. Нам нужен конструктив. Как бы процессы ни развивались – всё только начинается. Инерция все ближе приводит к точке остановки и полного закрытия. А это воля к смерти любой структуры. Пусть незаметная на каких то этапах но от этого не менее неизбежная. Нужно сделать все, что бы назревшее требование и общественный запрос изменений нашли своё выражение в конструктивной форме общественной консолидации, общих интересов и общего дела. И самый большой оптимизм внушает то, что это не просто понимает, что этот процесс активно двигает президент:

«Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия – вперёд!»