РЕДАКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЖУРНАЛА «ТHE CHIEF» ПОЗДРАВЛЯЕТ ГУБЕРНАТОРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРГЕЯ МОРОЗОВА, ОТМЕТИВШЕГО 6 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА СВОЕ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ. МЫ ЖЕЛАЕМ СЕРГЕЮ ИВАНОВИЧУ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ И УСПЕХОВ В РАБОТЕ, ОТ КОТОРЫХ, УВЕРЕНЫ, ЗАВИСИТ ПРОЦВЕТАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. В КАНУН СВОЕГО ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ СЕРГЕЙ МОРОЗОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «УЛЬЯНОВСК.ONLINE» ОЛЬГОЙ ПАСТЕРНАЦКОЙ И ДАЛ ЕЙ РАЗВЕРНУТОЕ ИНТЕРВЬЮ, В КОТОРОМ ПОДВЕЛ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ И ПОДЕЛИЛСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ И ПЛАНАМИ О РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Ольга Пастернацкая: Сергей Иванович, эта неделя предъюбилейная (интервью проходило 2 сентября – Ред.). Наверняка, оглядываясь назад, подводите итоги, расставляете акценты. Можете ли сегодня выделить самые яркие моменты из тех, что повлияли на вашу судьбу, отразились на вашей работе?

Сергей Морозов: Яркие события происходят каждый день. А что касается самого яркого… Я считаю, самое важное, что мы вернули жителям Ульяновской области, моей малой Родине, веру в то, что они живут на территории, которая по праву является одной из самых интересных в Российской Федерации. Причем во всех смыслах. Как один из наших руководителей, министр сельского хозяйства, шутит: «Если здесь такое количество известнейших людей России и мира родилось, то это значит, что мы просто не могли родиться на плохой территории».

Второе важнейшее дело – нам, наконец, удалось действительно достроить автомобильный мост через Волгу. Когда-то в самом начале пуск строительства моста вызывал у людей чувство гордости. Потом их сменил позор долгостроя. Сегодня мы видим, что все жители города Ульяновска, да и сельских районов снова с гордостью говорят, что у нас один из самых крупных мостов в Европе, у нас построен мост с такими уникальными технологиями.

Сергей Иванович, а что для вас было самым трудным за последние 5 лет?

С. М.: Возвращение уверенности людям. Достаточно оперативно разобрались в проблемах экономики области, быстро выстроили отношения с федеральным центром, сумели убедительно донести до руководства страны, до президента и до премьера (тогда еще Михаила Ефимовича Фрадкова), что требуется сделать для изменения ситуации в Ульяновской области, чем необходимо помочь региону, какое оказать содействие для выхода из депрессивного состояния. Труднее было, чтобы люди сами поверили в себя.

Сейчас верят?

С. М.: Думаю, да. Далеко ходить не надо. Вы видите, что если в 2004-2005 году на центральной площади мы бы увидели людей, то это были бы люди далеко не с радостными лицами, идущие к власти с очередной жалобой, с очередным протестом. А сейчас мы видим на площади перед зданием Правительства области с удовольствием отдыхающих молодых людей, гуляющих по площади с семьями, видим гостей региона. Это добрый знак.

Какие перспективные направления развития области вы сегодня видите?

С. М.: Я неоднократно говорил – есть несколько «фишек», которые помогут стать региону, каким он был в советское время. В первую очередь это все, что касается авиации. Не случайно 4 года в напряженном режиме занимаемся проектом «Ульяновск – авиационная столица». Буквально несколько лет назад мало кто верил, что авиация выживет. Мы видели, как все больше «загибались» авиазаводы в Казани, Самаре, Воронеже. Ситуация была тревожная. Мы стали активно строить программу поддержки «Авиастара», помогать ему с заказами, с реструктуризацией задолженности, работать с федеральным центром. Обратите внимание, на «Авиастаре» за это время побывали практически все: министр промышленности, министр транспорта, председатель Государственной Думы, премьер-министр. Благодаря нашим общим усилиям, «Авиастар» стал главным предприятием в объединенной авиастроительной корпорации. Вторая тема – все, что касается удачного географического положения. Я, как и любой мой коллега из ПФО, могу поспорить о том, кто «удобнее» расположен. Но у нас есть неоспоримое преимущество в том, что через регион проходят два воздушных коридора и важнейшая транспортная магистраль. Мы, пользуясь этим, сейчас создаем транспортный коридор «Волжский транзит».

В Ульяновской области работает самый северный речной порт, способный принимать морские суда. Грех было не воспользоваться таким положением. Нужно, чтобы грузовой речной порт работал с полной отдачей, там почти 200 метров причальной стенки с великолепным погрузочно-разгрузочным механизмом стоят. Мы одни из первых подписали с господином Якуниным два года назад соглашение о сотрудничестве, развитии в нескольких очень интересных направлениях, включая электрификацию железной дороги и строительство терминально-логистических комплексов. Думаю, не стоит объяснять, что без развития таких объектов невозможен никакой экономический рост. Приняли решение, что развитие этого направления будет одним из приоритетных.

Добавьте в транспортный кластер новый автомобильный мост, и перспективы развития особой экономической зоны примут законченное очертание.

Но и это далеко не все. Есть и другие ключевые моменты. У нас ведь одни из самых крупных запасов стекольных песков. Многие десятилетия Ульяновская область была сырьевым придатком соседних регионов. Сегодня же есть возможность создать стекольный кластер. Уже начали образовываться горно-обогатительные фабрики, стекольные заводы. Стекольный кластер, думаю, заработает уже в 2011 году.

Что мешает области сейчас?

С. М.: Отсталость транспортной инфраструктуры, дороги в сельской местности в удручающем состоянии. Слабая развитость социальной инфраструктуры. Например, дворцы молодежи, дворцы культуры, объекты спорта не в самом лучшем состоянии, это сказывается на самочувствии людей. Наши въездные ворота в плохом состоянии, люди вынуждены отвозить деньги в аэропорты Самары, Казани и железнодорожные вокзалы Сызрани и Самары.

Что будете делать с въездными воротами?

С. М.: Мы добивались, чтобы в региональную собственность был передан аэропорт Ульяновск-Центральный. Это свершилось. Добились. В результате – в следующем месяце будет образовано региональное областное акционерное общество. Ведем переговоры с несколькими иностранными партнерами, готовыми привести аэропорт в порядок. Кроме того, закончили переговоры с рядом российских компаний и иностранных, которые изъявили желание поставить сюда современные самолеты и соединить нас не только с Москвой, но и с Питером, Екатеринбургом, Уралом. «Российские железные дороги» уже объявили, что порядка 70 вокзалов будут перестроены. Они превратятся в целые комплексы, и транспортно-логистические, и социально-развлекательные. Ульяновской области удалось оказаться в числе первых пяти регионов, где РЖД приступит к строительству новых вокзалов.

Сергей Иванович, кроме экономической составляющей есть в жизни региона и политическая составляющая. Областной центр входит в очередной предвыборный цикл. Сегодня много спорят о том, каким образом должна формироваться исполнительная власть в Ульяновске? Ваш взгляд на эту проблему.

С. М.: Каждый в своей работе должен быть профессионалом. Поэтому я считаю, что городом должен управлять действительно профессионал, который будет работать не только из-за страха быть наказанным, но и на совесть. В Димитровграде мы опробовали новую модель работы, городом управляет сити-менеджер. В течение года там больше положительных результатов, чем прежде.

Вообще существует два возможных варианта реализации идеи профессионального управления муниципалитетом.

Первый – прямые выборы, при которых глава города будет руководителем совета депутатов или городской думы. Исполнительную власть реализует нанятый по контракту сити-менеджер. Второй – депутаты из своего состава выбирают главу города, сити-менеджера выбирает конкурсная комиссия.

Вам какой вариант ближе?

С. М.: Была б моя воля, я бы оставил всенародные выборы главы города, при условии, что глава города будет возглавлять представительную власть. Хотя и второй вариант нисколько не хуже, когда депутаты, которых выбрало население, изберут из своего состава достойного. В любом случае, что касается исполнительной власти, городу нужен сити-менеджер. По большому счету, так только повысится роль населения в контроле за деятельностью исполнительной власти.

Как вы оцениваете идею проведения референдума? Нужен ли он?

С. М.: Если инициативная группа изъявила желание попытаться провести такой референдум, я считаю очень важным предоставить возможность обратиться к жителям, собрать подписи. Но до меня доходит информация, что население не очень-то активно поддерживает этот вопрос. Давайте подождем, чтобы не оказывать никакого давления на жителей города. Посмотрим, как они отзовутся на призыв инициативной группы. Если меня, как гражданина, будут спрашивать, я проголосую за профессионализм, за то, чтобы глава исполнительной власти был сити-менеджером.

Спасибо, Сергей Иванович, что нашли время для интервью и ответили на наши вопросы. С. М.: Спасибо и вам. Удачи.

Беседовала Ольга Пастернацкая