Когда в повестке дня стоят вопросы формирования совершенно новой посткризисной экономики, в том числе, и в сельской местности, мы понимаем, что самый главный ресурс стратегического развития – это люди. В сегодняшней «Российской газете» как раз Елена Борисовна достаточно подробно говорит о новых подходах в экономической политике в сельском хозяйстве. Причем люди, которые должны быть здоровыми, образованными, активными, в том числе, и творчески активными… Это и есть тот самый «человеческий капитал», от концентрации которого зависит благополучие конкретных территорий и всей нашей страны. Вот сейчас Григорий Алексеевич совершенно правильно, на мой взгляд, сказал, что нет необходимости заниматься такой маниакальной идеей, чтобы протянуть газ в каждый уголок, тем более что мы видим, что земля у нас богатая всевозможными природными ресурсами, и мы можем создать совершенно новые качественные стандарты жизни. Да и сам 21 век дал нам эти новые стандарты качества жизни, стандарты общественных благ. Конечно, к ним, в первую очередь, относятся это все, что связано с инженерной и коммунальной инфраструктурой, транспортной доступностью, социальными благами: в виде качественного образования, медицинской помощи, интересного досуга. Добавим к этому возможность зарабатывать достойные деньги, и мы получим весь тот набор благ, к которому сегодня стремится каждый нормальный человек, каждая нормальная семья.

Ключевая проблема, на мой взгляд, устойчивости сельских территорий в России сегодня как раз и состоит в том, чтобы в полной мере получить доступ к этим общественным благам на селе – пока вот, к сожалению, вынужден констатировать, что берем ответственность заявлять так про Ульяновскую область – пока у нас на селе человек не может эти блага получить. Почему? Во-первых, инфраструктурные блага – действительно удовольствие дорогое, и в строительстве, и в эксплуатации у нас пока нет возможности это сделать.

Во-вторых, объективные миграционные и демографические процессы, происходящие в сельской местности, сокращают численность населения. Например, в нашей области, по сравнению с 1990 годом, буквально вот за неполных 20 лет, регион из числа сельских жителей потерял почти 12,5 процентов – такое количество либо покинули, либо умерли.

В свою очередь демографические и миграционные потери приводят к еще большему удорожанию всей системы жизнеобеспечения на территории. Я думаю, что многие из вас постоянно с этим сталкиваются, когда мы проводим различные совещания или встречи и определяем критерии эффективности расходования бюджетных средств. Вот стоимость обучения одного учащегося городской школы в Ульяновске – 10 тысяч рублей, а в отдельных сельских школах превышает 60 тысяч рублей.

При этом ещё несколько лет назад и самой возможности зарабатывать у многих сельчан просто не было. Поэтому говорить о том, что сельчане должны как минимум в 6 раз больше работать, наверное, будет совершенно неправильно.

Я хорошо помню, вот Николай Иванович достаточно активно помогал мне, что после избрания губернатором, когда совершал первые поездки по региону и по районам, и у меня было такое впечатление, что по нашим сёлам и деревням как будто Мамай прошёл. По размерам посевных площадей, валовому сбору зерновых культур, поголовью скота во всех категориях хозяйств показатели упали ниже, чем в довоенном сороковом году. Это буквально вот – пять лет назад. По посевным площадям с одного миллиона 644 тысяч гектаров упали к 2005 году – до 830 тысяч гектаров. Практически в два раза.

Сказанное имеет самое прямое отношение к теме моего доклада: о проблеме закрепления на селе молодых специалистов. Я хотел бы на этой теме немного остановиться. Согласитесь, никто не поедет работать в полуразвалившееся хозяйство, где и работы толком нет, да и зарплата выдается крайне нерегулярно и в небольших количествах. Вот почему мы в первую очередь настойчиво и целенаправленно в течение последних четырёх лет стали привлекать в агропромышленный комплекс крупных инвесторов, в том числе и из Мордовии.

В результате инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий возросли в 5 раз. Мы практически закрыли вопрос с необработанными посевными площадями, у нас их просто не осталось. Хозяйствами региона за четыре года было закуплено почти 3 тысячи единиц самой современной сельскохозяйственной техники. Значительную помощь в техническом перевооружении оказала компенсация 20 процентов стоимости приобретенной техники, выплачиваемая сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета.

В итоге мы последние два года, несмотря даже на эту достаточно кризисную ситуацию и засуху, мы собираем более миллиона тонн зерна, а в этом году собрали рекордный урожай. Индекс производства сельхозпродукции в прошлом году составил 113,9 процента, это был лучший показатель в ПФО. В этом году, правда, будет поменьше. Но в любом случае – мы это официально говорим – будет с плюсом к прошлому году. В любом случае будет показатель этот положительным.

Стоит отметить, что и средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве Ульяновской области растет быстрее, чем в целом по другим отраслям экономики.

Еще одним из наших приоритетов в развитии агропромышленного комплекса стала подготовка высококвалифицированных кадров. Тем более, что возможности для этого у нас есть, это и, прежде всего, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия – ректор здесь присутствует – которая готовит специалистов по 17 специальностям высшего профессионального образования, 26 научным специальностям (прежде всего, послевузовское образование). И наш вуз ежегодно выпускает порядка 450-480 человек, причём непосредственно на село приезжает, к сожалению, пока только треть выпускников, а еще четверть идут сразу, прежде всего, конечно, это парни, идут сразу служить в армию. То есть часть этих ребят мы сразу же теряем, на село они уже, как показывает практика, практически не возвращаются. Нам бы хотелось, чтобы мы все же постоянно об этой проблеме говорили на федеральном уровне.

Думаю, что работа молодых специалистов в сфере АПК, особенно сейчас, да в любой местности, даже в благополучной Мордовии, может и должна рассматриваться государством как разновидность альтернативной военной службы. Потому что там тоже достаточно тяжело. Считаю, что у выпускника должен быть выбор: либо год служить в армии, либо, скажем, три года отработать по специальности на селе. Эта мера, конечно, еще раз говорю, не «рыночная», а скорее «мобилизационная», но, возможно, в нынешних условиях она была бы отнюдь не лишней.

Правительство Ульяновской области разработало и совместно с Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией осуществляет комплекс мероприятий по трудоустройству и закреплению молодых специалистов. В первую очередь, мы это делаем через нашу целевую программу кадрового обеспечения. Молодым специалистам, получившим сельскохозяйственные специальности, приехавшим работать в сельскую местность и заключившим договор с руководителем на отработку сроком на 3 года, за счет средств регионального бюджета оказывается единовременная помощь и ежемесячная доплата к заработной плате. Какая? Постараюсь привести объективные данные.

Единовременная материальная помощь для молодых специалистов на селе за первый год работы составляет 40 тыс. рублей, отработали два года – получаете 60 тыс. рублей, отработали три года – получите 100 тыс. рублей. Кроме того, ежемесячную доплату к заработной плате в размере 5000 рублей в месяц для выпускников высших профессиональных образовательных учреждений и 3000 рублей в месяц – для выпускников, которые закончили средние профессиональные образовательные учреждения. Ежемесячно, к той зарплате, которую они заработали.

Кроме того, для поощрения студентов агрономических специальностей, достигших хороших, высоких результатов в учёбе, и если ребята принимают активное участие в общественной жизни, учреждены три персональные именные стипендии, которые выплачиваются за счёт регионального бюджета, в размере 1500 рублей в месяц.

Согласно поэтапному плану кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами с 2008 по 2012 год, буквально в течение 4-5 лет, в АПК региона в целом должно быть привлечено более 300 молодых специалистов, высококлассных причем молодых специалистов, социально активных. В среднем где-то по 62 – по 70 человек в год.

В прошлом году мы трудоустроили 60 таких специалистов. За январь-сентябрь этого года поступили на работу и оформили документы на получение субсидий уже 50 человек. Но число желающих, надо признать, гораздо больше. В реестре на получение ежемесячных доплат к заработной плате в настоящее время находится 157 молодых специалистов.

То есть, на мой взгляд, доплаты из средств областного бюджета свою положительную роль сыграли. Да и финансовый кризис заметно активизировал молодёжь для работы в сельскохозяйственном производстве по выбранной ими специальности.

Однако потребность в специалистах сельскохозяйственного производства, у нас, по крайней мере, в области, до сих пор остаётся очень актуальной. Например, на 1 сентября вакантными являются 73 единицы. По-прежнему в дефиците агрономы, инженеры, зоотехники, ветеринары. А вот бухгалтеров и экономистов, равно как и технологов перерабатывающей промышленности, практически не требуется. Я думаю, что нужно на какое-то время, может быть, даже приостановить их подготовку, потому что мы просто выбрасываем их на рынок труда, потом еще и голову ломаем – куда же их трудоустроить.

Предельно важным остаётся вопрос организации эффективной учебной производственной практики для студентов. Согласно соглашению, заключенному между Министерством сельского хозяйства области и Ульяновской сельхозакадемией, определены 59 сельхозпредприятий в качестве учебно-базовых для прохождения практики.

Также у нас ежегодно более 800 студентов работают в студенческих специализированных отрядах различного профиля: и механизированных, и уборочно-транспортных, и сельскохозяйственных, и экологических, и ветеринарных, и даже финансово-экономических. По итогам весенне-полевых работ прошлого года три студотряда, работающих в хозяйствах нашей области, вошли в «двадцатку» лучших студенческих отрядов России.

Но, привлекая молодёжь к работе в сфере АПК, мы стремимся внедрять и совершенно новые, прогрессивные формы не только для крупных сельхозпредприятий. И, Григорий Алексеевич, мы в самое ближайшее время хотели бы напроситься к Вам на встречу, для того, чтобы презентовать суперуникальный проект – я специально так подчеркиваю – не только для Ульяновской области, но и для всей Российской Федерации, потому что мы строим по настоящему новую деревню. На границе с Самарской областью ведется строительство сборных щитовых домов и металло-каркасных щитовых мини-ферм каждая на 10 свиноматок или 25 коров со шлейфом.

Суть проекта предполагает новый совершенно формат сельскохозяйственного предприятия, на котором производственная линия максимально уменьшена, а это позволяет обслуживать миниферму силами всего лишь одного фермера или одной молодой семьи. Фактически речь идет о создании современной деревни нового типа. Мы уже все это просчитали и достаточно активно ведем.

Сам проект в себя сегодня включает:

– в среднем около 120 комфортабельных домов и социальную инфраструктуру (детский сад, школа, медпункт, спортивные сооружения, небольшой дом культуры). Сегодня из этой первой деревни уже половина жилых домов, половина ферм построена;

– 90 – 100 современных миниферм, производящих все виды животноводческой и растениеводческой продукции;

– современные предприятия переработки.

Мы планируем, что к концу октября первый этап проекта, включающий строительство и домов, и мини-свиноферм, и молочных мини-ферм, и мини-ферм по откорму, будет завершён. Средняя заработная плата у людей, которые работают уже на мини-птицефабрике, на мини-птицеферме, в таком проекте, будет составлять в пределах от 70 до 100 тысяч рублей. Продукция великолепная по качеству и по цене, в том числе, конкурентоспособна. И не требующая огромных государственных субсидий в том числе.

И всё же ключевой вопрос устойчивого развития сельских территорий и закрепления молодых специалистов на селе – это не только работа, но и обеспечение жильём, современной социальной и коммунальной инфраструктурой.

Здесь многое упирается в возможности регионального и местных бюджетов, которые у нас, как и у многих регионов, весьма скромные. Тем не менее, за счёт участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села», других федеральных программах, привлечении средств в рамках частно-государственного партнёрства, определённые «подвижки» происходят, правда, медленнее, чем нам хотелось бы.

Мы хотим быть во многом похожими и на Мордовию, и на ряд других регионов, и в каких-то моментах даже и опередить эти регионы. Поэтому достаточно активными темпами ведем и газификацию. За три последних года мы протянули газ ко всем районным центрам, только в прошлом году построили 650 километров газовых сетей. А до 2012 года, когда мы определили таким сроком завершения в основном газификации, нам предстоит построить еще 2500 километров, газифицировать 134 населённых пункта. Это масштабная задача, но у нас есть уверенность, что мы её решим.

Неплохими темпами пока у нас развивается и жилищное строительство. Даже в условиях кризиса объемы строительства жилья выросли за восемь месяцев на 12 процентов, а индивидуального жилья – вообще сумасшедший рост, рост 44 процента. Причем через федеральную программу «Социальное развитие села до 2012 года» за всё время её реализации в сводные списки по Ульяновской области на получение субсидий из федерального, областного и местных бюджетов было включено 1375 семей, из них 896 семей – граждане, проживающие в сельской местности, 479 – молодые семьи и молодые специалисты. Я могу сегодня доложить о том, что 90 процентов этих людей уже улучшили свои жилищные условия.

В последние годы в сельской местности возросло и количество спортивных сооружений. В числе крупных – физкультурно-оздоровительные комплексы в трёх районных центрах (Павловка, Сенгилей, Кузоватово). Через содействие Попечительского Совета по развитию физкультуры и спорта мы строим новые спортивные площадки, мини-футбольные поля, хоккейные корты. Могу отметить, что из 38 детско-юношеских спортивных школ Ульяновской области, которые мы сейчас активно создаем, прежде всего, в сельской местности, 20 функционируют как раз на селе.

Важным ресурсом развития сельских территорий является расширение информационного пространства. Эту задачу сегодня решают, прежде всего, муниципальные и сельские библиотеки.

Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть: решение всех проблем устойчивого развития сельских территорий может и должно стать одним из ключевых приоритетов в работе органов власти всех уровней. Мы понимаем, что мы только в начале пути, что очень многое ещё предстоит сделать. Но, на мой взгляд, нет важнее, наверное, и благороднее задачи, чтобы не только сохранить сельский уклад жизни, но и придать жизни на селе, по возможности, «городское» качество. Над этим и будем работать.

Спасибо!