Совершая очередную вылазку в бесконечные просторы всемирной паутины, мы наткнулись на один прелюбопытнейший материал, мимо которого пройти не смогли, ибо касается он как актуальной для нашего издания темы ислама в частности, так и Ульяновской области в целом. Рассказывается в нем о неких научных «чтениях», проходивших на территории Старокулаткинского района. Посвящено было сие мероприятие некому Ишану, жившему на территории района в 19 веке. Вот цитата из материала:

«Как рассказал «Ислам в РФ» председатель Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области Савбян Сулейманов, в этом году в рамках Хансаваровских чтений на родине ишана, в селе Новые Зимницы, будет организована научно-практическая конференция «Традиционный Ислам и его составная часть – суфизм – основы тысячелетнего толерантного мусульманских сообществ в России».

Господин Сулейманов, связывать суфизм и традиционный ислам в одном предложении так же нелепо, как, к примеру, связать христианство и мунизм или адвентизм. Вот, что говорит один из энциклопедических словарей о слове «Ишан»:

Ишан, эшон, глава и наставник мусульманской общины, обычно принадлежащей к одному из мистических (дервишских, суфийских) орденов. И. называются также главы общин верующих в секте исмаилитов. Слово “И.” значит по-персидски “они”; уже в средние века в суфийских общинах слово “они” употреблялось вместо имени при обращении к вожакам и старейшинам. Используя отсталость населения, И. выступали в роли знахарей, целителей болезней, предсказателей будущего.

На мой взгляд, в данном определении можно выделить ряд ключевых категорий. Во-первых, «мистический орден», что сразу отсекает подобные течения от сферы традиционного ислама, не признающего мистических компонентов. Во-вторых, «используя отсталость населения, выступали в роли знахарей, целителей болезней». То есть, ведя параллель к современному времени, можно сказать, что и сейчас суфистами используется отсталость населения (между прочим, нашего с вами региона), чтобы защищать собственные интересы.

Развитие течений нетрадиционного ислама могут привести к увеличению уровня социальной напряженности в регионе, что не раз показали различные «горячие точки» нашей страны. Кроме того, по официальным источникам Правительства Ульяновской области Савбяну Сулейманову (представителю уфимского духовенства) выделяется земельный участок под строительство в городе мечети. Ее постройка планируется рядом с недостроенным православным собором, что на пересечении улиц Минаева и 12 сентября. К слову, строительство Собора прекратилось из-за недостатка финансирования. Возникает два основных вопроса. Зачем Ульяновску еще одна мечеть, учитывая заполняемость всех остальных храмов? И уж если очень нужна мечеть, почему строить ее доверено представителям Уфы, а не Ульяновского регионального духовенства (причем в памяти сразу же всплывает история с господином Дебердеевым – представителем все того же уфимского духовенства, которому была выделена земля в северной части города для строительства татарского культурно-просветительского центра, которую он перевел в частную собственность и, продав, уехал в Уфу http://president8.narod.ru/)? Очень хотелось бы услышать ответ на эти вопросы от людей, занимающихся в областном правительстве национальной и региональной политикой.

Радик Шаймиев.