Корреспондент «КЖ» освоил «боронование» междупутий вместе с локомотивной бригадой мотовоза МПТ-4.
С утра мастерские Ульяновской дистанции пути напоминали растревоженный улей. Наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Владимир Гаранин, исполняющий обязанности мастера механических мастерских, едва поспевал записывать разнарядку на предстоящий день. Через несколько минут, на планерке, он распределил план работ по линии.
Мне предстояло провести рабочий день на погрузочно-транспортном мотовозе МПТ-4. Для дилетанта эта аббревиатура ничего, кроме зевоты, не вызовет, а в путейском хозяйстве эта техника просто незаменима.
Без этой маленькой шустрой машины, по словам машиниста мотовоза Фарита Мифтяева и его помощника Алексея Потапова, нельзя ни материалы верхнего строения пути привезти, ни погрузку-выгрузку провести, да и вообще в маневровых работах без нее никуда. Под маневровыми работами, в частности, подразумевалось и боронование междупутий – именно этим видом работ предстояло заниматься бригаде МПТ-4 в тот день. Участок боронования был обозначен на территории станции Красный Гуляй.
Но, прежде чем приступить к работе, машинисту мотовоза и его помощнику следовало пройти ряд обязательных процедур. Прежде всего, медосмотр на вокзале Ульяновск-Центральный, затем – инструктаж по технике безопасности.
Наконец, подготовительный этап позади, и бригада мотовоза направляется вдоль путей станции Ульяновск-Центральный к месту дислокации 30-тонного мотовоза МПТ-4. Перед выездом Алексей Потапов осматривает ходовые части техники: нет ли где трещин, ослабления болтов, сколов.
– Этот мотовоз поступил к нам в 1993 году, – сообщил Фарит Мифтяев. – Сами его ремонтируем, готовим к работе. На следующий год планируем провести капитальный ремонт.
Интересуюсь, сложно ли работать на такой машине – уж очень не похожа она на привычные глазу могучие локомотивы.
– Да сейчас, кажется, что ничего трудного вроде бы и нет, – улыбается Фарит, – ведь и медведя можно научить кататься на велосипеде. – Когда работа по душе – любые трудности по плечу.
Не знаю, проходила ли бригада мотовоза тест на психологическую совместимость, но взаимопонимание у машиниста и помощника налажено на высшем уровне. В ходе поездки им ни разу не пришлось повторяться: оба понимали друг друга с полуслова.
– Фотография Фарита у нас в дистанции пути висит на Доске почета, – признался Алексей, – и во всем служит мне примером. Хочу, как и он, вырасти в первоклассного машиниста.
Откровение напарника смутило Фарита – к хвалебным речам в свой адрес он не привык.
После того, как в мотовоз погрузили борону и дополнительное оборудование, Фарит запросил разрешение на выезд дежурного по станции Ульяновск – Центральный. Прошло еще время, прежде чем восьмой путь освободился – и мотовоз стал плавно набирать ход.
– В путевом хозяйстве Ульяновского отделения таких машин две, – объясняет Фарит Мифтяев. – Кроме нашей трудяжки (это он так ласково о мотовозе – авт.), еще одна находится в Глотовке. Недавно в дистанцию поступила новая МПТ-6. Помощь мотовозов в ремонтных путевых работах трудно переоценить. К примеру, зараз мотовоз забирает до 80 шпал, кроме этого, МПТ-4 используется для перевозки рабочих: кабина вмещает в себя небольшую бригаду.
В пути следования машинист мотовоза и помощник сосредоточены до предела, строго соблюдая регламент переговоров. Алексей, стоя, всматривается вперед и передает сведения машинисту:
– Перекрываем проходной зеленый. Переезд проследовали без замечаний. Четвертый километр, пикет седьмой – не более 60 км. Стрелки наши.
Фарит повторяет сообщение. «Стрелки наши», – означает: соответствуют маршруту движения.
На станции Ключищи забираем с собой бригадира пути 13-го околотка Максима Гурьянова, который и будет в дальнейшем руководить работой мотовоза на своем участке. Попутно загружаем на машину несколько шпальных брусьев, которые понадобятся путейцам для работ на Разъезде 28-й км.
Вот показалась впереди и станция Красный Гуляй. Дежурный по станции еще раз проверяет у путейцев документацию, и Максим Гурьянов обозначает фронт работы. Подвесное оборудование цепляется бороной, и МПТ-4 начинает «вспахивать» растительность, передвигаясь со скоростью 5-10 км/час. Мотовоз грустно урчит, мечтая, наверняка, не о таких скоростях. Однако и ему, скромному трудяге, и его команде понятно – без такой рутинной работы, как боронование, никуда – это и безопасность движения, и эстетичный вид колеи.
– При бороновании нужно смотреть в оба, – объясняет Фарит, – постоянно следить, чтобы не произошел выброс стрелы, чтобы борона не заехала на соседний путь. В общем, соблюдать габариты.
– Главное при нашей работе – маневренность, – подхватывает разговор Алексей. – Наверное, в этом и состоит главное отличие бригады мотовоза от локомотивных бригад. Нам нужно уметь вписаться в плотный график движения поездов, так как дежурный по станции в любой момент может перекинуть мотовоз с одного пути на другой. Расторопность в нашем деле – не последнее дело.
К концу рабочего дня с помощью погрузочно-транспортного мотовоза были приведены в надлежащий вид два участка пути по станции Красный Гуляй, а также обеспечены строительным материалом путейцы на 28-ом км. На следующий день МПТ-4 принимал участие в ремонте железнодорожных путей по станции Белый Ключ.
Автор: Александр Савенков