В Ульяновске завершены испытания уникального по конструкции и длине мостового перехода через Волгу, движение по которому планируется открыть уже в ноябре текущего года. Мост строили более двух десятилетий, но теперь, когда объект начинает жить полноценной жизнью, в Ульяновске опасаются, что он парализует движение в городе.
Как сообщили «Эксперту Online» в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, проведены испытания всех инженерных сооружений, входящих в состав первого пускового комплекса: самого мостового перехода, опор, левобережной и правобережной эстакад, а также путепроводов. Испытывать мост будут «КамАЗами», груженными песком и щебнем до расчетной нагрузки 20 тонн, как в статике (неподвижное положение), так и в динамике (в движении). По заключению специалистов, мост может вполне быть сдан в эксплуатацию. «Кроме пролетных строений наши инженеры-водолазы обследовали подводные части опор. Все испытания были пройдены успешно», – заявил доктор технических наук, директор по науке ЗАО НПИ ИМИДИС Александр Васильев.
Новый мост успел стать самой настоящей легендой – его строительство продолжалось свыше двух десятилетий. Решение о строительстве сооружения было принято еще в 1981 году, первые строительные работы начались пять лет спустя. Но затем мост на долгие годы превратился в долгострой. При этом каждый губернатор, приходивший за это время к власти в регионе, обещал во что бы то ни стало достроить стратегический объект. Положение сдвинулось с мертвой точки только в 2006 году после поручения президента РФ Владимира Путина. Тогда мостовой переход через Волгу в Ульяновске был включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы)», обрел общероссийское стратегическое значение и стал важнейшим транспортным коридором, соединяющим европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Это будет одно из самых крупных мостовых сооружений в Европе. Его собственная протяженность составляет 5,8 км, а вместе с подъездными путями – 13 км. Состоит мост из 25 пролетных строений. Уникальность сооружения еще и в том, что оно построено в двухъярусном исполнении. По верхнему ярусу предусмотрено четырехполосное движение автомобильного транспорта, а по нижнему (по плану через два года) пойдет скоростной трамвай. Прогнозируемая интенсивность движения по мосту – до 40 тыс. автомобилей в сутки. Объем финансирования строительства только в этом году составил 3,5 млрд рублей. Генеральным проектировщиком моста выступает ОАО «Гипротрансмост» (Москва), а генподрядчиком – ЗАО «БСК – Санкт-Петербург».
Жители Ульяновска давно возлагали надежды на новую переправу, поскольку город расположен на двух берегах Волги. Многие живут на одной стороне реки, а работают на другой – в центре. Действующий двухполосный мост не справляется с интенсивным транспортным потоком. Мало того что в городе из-за этого практически ежедневно образуются гигантские пробки, так и сам переход стал заметно изнашиваться. Как пояснил «Эксперту Online» представитель регионального управления ГИБДД, старый мост просто не рассчитан на такую нагрузку и эксплуатировать его длительное время в этом режиме нельзя. В асфальтовом покрытии на мосту в последние несколько лет стала образовываться глубокая колея.
Автомобильное движение по новому волжскому мосту планируется открыть уже в ноябре текущего года. Однако, как это ни парадоксально звучит, Ульяновск из-за этого оказался на пороге транспортного коллапса. По мнению специалистов, транспортная система города не готова к пуску сооружения. Появление этой переправы по идее должно полностью перекроить транспортные потоки в областном центре. Но как именно – не ясно. Не столь давно Московский автодорожный институт (МАДИ) по заказу администрации Ульяновска проводил исследование. Чиновники надеялись, что специалисты МАДИ помогут «разгрузить» движение, а также должным образом выстроить маршрутную систему общественного транспорта. Кроме того, планировалось, что город удастся подготовить к запуску долгожданной волжской переправы. Однако никаких громких «открытий» сотрудники МАДИ не сделали. Они лишь предложили ульяновским властям убрать с городских магистралей «Газели» и другие микроавтобусы, использующиеся для пассажирских перевозок, пустить вместо них автобусы с большим числом посадочных мест. Кроме того, прозвучала идея активнее развивать электротранспорт. Региональные власти раскритиковали проект МАДИ. Как заявил министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Зиннуров, «для того чтобы полностью использовать возможности моста, необходимо кардинально пересмотреть маршрутную сеть. Проекты, которые сегодня предлагаются, – это описание с небольшими новациями, кардинальных решений там нет».
Рядовые горожане и сами убедились, что при нынешней схеме движения основной поток транспорта окажется в центральной части города, которая сегодня и без того изрядно переполнена. Вопрос лишь в том, удастся ли местным властям отыскать средства на автобусы, призванные заменить маршрутки, на расширение магистралей и на новое жилье для вынужденных переселенцев. Если нет, то заветный мост, на открытие которого в Ульяновск должен прибыть премьер-министр России Владимир Путин, окажется ульяновцам не в радость, а в тягость. Впрочем, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что бить тревогу пока рано. «Для того чтобы понять, что и как надо изменить в транспортных потоках, требуется определенная статистика, которая позволит увидеть: как используется новый мост, какие у него пиковые часы нагрузки, кто по нему ездит, какой общественный транспорт нужен в тех районах, что находится в районах, расположенных рядом с новым мостом. Следовательно, после его открытия надо собирать статистику и вести учет, а уже только потом менять схему. Почему-то все говорят о неготовности транспортной системы города и забывают, что пуск нового моста однозначно позволит разгрузить старый мост и облегчит движение по городу. Если уж встанет задача что-то менять в транспортной системе города, то, во-первых, нужно соотноситься с генпланом развития Ульяновска. Ведь нелепо менять организацию движения транспорта, не зная, как город будет развиваться, сколько людей в нем будет жить. Во-вторых, нужно создать карту имеющихся и потенциальных пассажиропотоков, с учетом транзитных. И, в-третьих, посчитать, во сколько все это обойдется и какие возможности есть у города для изменения данной схемы. Понятно, что кардинально изменение схемы транспорта в городе обойдется в миллиарды рублей. Однако не нужно торопиться и здраво все оценить. Возможно, что резкой перестройки и не понадобится».
Комментарий эксперта
Сергей Морозов
губернатор Ульяновской области
К 18 ноября мостовой переход должен быть готов к сдаче государственной комиссии – такую задачу мы поставили перед подрядными организациями. Сдача ульяновского моста в эксплуатацию станет очередным шагом к реализации совершенно нового инфраструктурного проекта «Волжский транзит», частью которого и станет новый мост. Реализация проекта позволит сократить расстояние от Москвы до Урала и Сибири почти на 300 км. Кроме того, это даст сокращение временных затрат, а в итоге будет значительно снижена себестоимость перевозки грузов. А жители нашего региона после ввода моста в эксплуатацию получат не только новую переправу через Волгу, что позволит решить проблему «пробок», но и качественные автомобильные дороги, соответствующие самым высоким не только российским, но и европейским требованиям.
Специалист
Полная чушь и отсебятина…
В своём непрофессиональном вранье автор даже не стесняется ссылаться на несуществующие министерства и организации.