В нашей родной губернии дело великого комбинатора живет и процветает. За последние годы мастерство чиновников всех уровней избавлять государство от «обременяющей» его собственности достигло совершенства. Причем, как оказывается при внимательном рассмотрении, схемы эти достаточно стандартные и простые. Никакой высшей математики. Есть малейшая лазейка в законодательстве, нужные люди во властных структурах и все. Сложности в раскрытии схем увода собственности возникают лишь у тех должностных лиц, которые собственно и назначены этой государственной (народной) собственностью управлять.

В областном ведомстве, отвечающим за управление имуществом области, руководители меняются регулярно. Все они (за исключением ныне действующего), имели самарско-дмитровградские корни. Объединяет их и еще одно качество – они не отвечают за то, что было до них. «Все украли до меня, а я только приступаю к обязанностям» – вот, в целом, стандартная позиция очередного назначенца. Через полгода приходит следующий руководитель и история повторяется. Государственное имущество при этом продолжает разбазариваться в интересах определенного круга лиц.

Вот лишь два классических примера «хозяйского» отношения к государственной собственности в Ульяновской области за последние 2 года.

1) Распоряжением Министерства государственного имущества Ульяновской области № 199-р от 16.08.06 было разрешено внести в уставной капитал вновь создаваемого открытого акционерного общества «Линкор» объекты государственного имущества, расположенные по адресу Московское Шоссе 70. Это были 4 новых здания (около 12500 кв.м.), в которых располагалось производство строительных материалов, и было занято около 200 человек. Вторым акционером «Линкора» выступило некое ООО «Пит-Стоп», зарегистрированное в гараже города Самара. Область получила 49%, а самарское ООО 51% акций вновь созданного ОАО «Линкор». В проекте, которым обосновывалась сделка, указывалось, что созданное ОАО построит за 2007-2009 годы навороченный комплекс «Люкс-Авто» для продажи автомобилей. С самого начала было понятно, что область со своей стороны не сможет даже теоретически финансировать свою долю в проекте. Это противоречило бы законодательству. Основной целью организаторов сделки являлось завладение земельным участком и объектами, расположенными на нем. Как это не странно, но областной штаб по развитию инвестиционного потенциала предварительно одобрил проект (?).

После этого, как и ожидалось ОАО «Линкор» приобретает земельный участок под зданиями (4 гектара) со всей инфраструктурой по цене значительно ниже рыночной. Производство стройматериалов сворачивается, новые корпуса варварски разрушаются и распродаются с частью оборудования. Все эти события происходят при полной безучастности второго акционера – Ульяновской области (в лице профильного министра).

Через 2 года выясняется, что земельный участок пуст, производство стройматериалов ликвидировано, ОАО «Линкор» ничего не построило, прибыли не приносит. И поэтому в августе 2009 очередное руководство имущественного блока региона выходит в Законодательное Собрание с предложением срочно избавиться от «ненужного» актива. Понятно, что никому кроме ООО «Пит-Стоп» доля области не нужна, и она будет приобретена им за бесценок. Ктомуже «опытные» депутаты предположили, что можно и вообще ничего в казну не платить, если «Линкор» быстренько обанкротить. Потери области от этой махинации составят минимум 35-40 млн. руб.

На предложение оппозиции разобраться с этим вопросом подробно, назвать виновных, привлечь их к ответственности, создать комиссию для предотвращения подобных схем в будущем, парламентское большинство из «Единой России» отреагировало молчаливым и решительным голосованием «ЗА» скорейшую продажу акций. Виноватых нет: с глаз долой – из сердца вон. Как всегда дело закончилось обращением 4 оппозиционных депутатов к прокурору области.

2) Вторая классическая схема касается Областного Государственного Унитарного Предприятия (ОГУП) «Ремснаб». Было такое предприятие, которое не шатко, не валко занималось ремонтом оборудования и на свою беду имело на балансе базу по адресу: Московское шоссе, 9 Б. Желающие завладеть этой базой нашлись в 2006 году.

Директор ОГУПа по согласованию с имущественным блоком правительства области приобретает в кредит у некого ООО «Калима» кислородно-водородную станцию стоимостью 16 млн. руб. Надо отметить, что данная станция была нужна предприятию как собаке пятая нога. Через год усилиями этого же директора ОГУП «Ремснаб» становится банкротом, а основным кредитором оказывается как раз упомянутое ООО «Калима». Но, более всего странно, что на баланс «Ремснаба» за этот же предбанкротный год дополнительно переведено еще 3 крупных объекта областной недвижимости. В целом рыночная стоимость имущества ОГУПа оценивалась в 120-130 млн. руб.

Процедура финансового оздоровления ОГУПа, как у нас водится, закончилась распродажей имущества. Основной кредитор согласился с оценкой всего имущества в 16 млн. руб. (!). Торги для его реализации были проведены в Кирове (!), где все имущество оптом и покупается «неизвестным» лицом за упомянутую цену. Прямые потери области более 100 млн. руб. Где было при этом должностные лица Министерства имущественных отношений Ульяновской области, уполномоченные управлять государственной собственностью? Кто переводил на баланс предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, дополнительное имущество? Кто согласовывал его цену и место продажи? Все это до сих пор остается загадкой. Нынешний состав чиновников профильного министерства как всегда ничего сделать не может, так как, это было до них. Уголовное дело, возбужденное по указанным фактам, расследуется без особых подвижек уже второй год.

Можете вы себе представить, чтобы все эти схемы могли быть реализованы без покровительства самых высоких чинов в областном правительстве, а возможно и в правоохранительных органах, и даже суде? Что это, как не самые прямые доказательства коррупции.

С ней нельзя бороться замалчиванием или игнорированием фактов. Введение специальных громких должностей – тоже лишь видимость бурной деятельности (областной уполномоченный по борьбе с коррупцией не нашел в истории с «Линкором» ничего коррупционного, так как «по документам все нормально»).

Коррупция разъедает наше общество изнутри. Государственные закупки втридорога, описанные «сомнительные» сделки с госсобственностью, льготы приближенным лицам и многие другие коррупционные факты имеют место в нашей области. Прикрытием всему этому служит власть, построенная на принципе личной преданности, молчаливая монополия одной политической силы и полная информационная закрытость.

Мы не хотим, чтобы эта статья рассматривалась, как глас вопиющего в пустыне. Мы требуем от правоохранительных органов эффективного расследования по изложенным фактам и наказания виновных. Мы требуем, наконец, прекратить бесконтрольное растаскивание госсобственности в регионе и принять эффективные меры законодательного характера, для предотвращения злоупотреблений. Мы еще раз публично требуем от Законодательного Собрания создать комиссию для расследования этих и подобных фактов.

И, наконец, мы обращаемся к гражданам. Коррупционные схемы это не просто скандалы и повод не доверять власти. Это недополученные каждым из нас государственные и муниципальные услуги: отсутствие лекарств в больницах и мест в детских садах, это холодные батареи и разбитые дороги и много другого, что мешает каждому из нас чувствовать себя человеком, а не бесполезным винтиком.

Алексей КУРИННЫЙ, депутат ЗСО

“Левый марш”