По 25 миллионов рублей (в среднем) в виде зарплат и премий получили члены правления ОАО «Волжская ТГК» за 2008 год. При этом энергетики постоянно сообщают о миллиардных долгах за энергоносители Ульяновска и других городов Поволжья. Но прибыль все же есть, и дополнительным ее источником обернется передача в «ВоТГК» муниципальных теплосетей Ульяновска. Ведь получение прибыли – основная цель деятельности любого акционерного общества…

Семь человек правления «ВоТГК» получили за 2008 год всего 180 миллионов рублей. На вознаграждение совета директоров ушло 20 миллионов. Еще в 2008 году было выплачено 533 миллиона дивидендов и процентов и т.д.

Во всех этих миллионах «зашиты» и ульяновские рубли, которые горожане несут энергетикам в виде оплаты тепла и горячей воды. Известная только энергетикам структура тарифа, похоже, обеспечивает руководству «ВоТГК» безбедное существование даже при астрономической задолженности. Эта задолженность, с другой стороны, помогает «ВоТГК» заполучить дополнительное имущество, использование которого увеличит тариф…

5 октября ульяновцев обрадовали: в Москве, на совещании президента КЭС-холдинга (в который входит «ВоТГК») Михаила Слободина с губернатором Сергеем Морозовым и мэром Сергеем Ермаковым приняты решения, которые «позволили снять все препятствия, мешавшие своевременному началу отопительного сезона в Ульяновске». Под флагом «роста качества жизни горожан» реализуется давнишний план энергетиков – заполучить муниципальные теплосети. Ульяновск – единственный город, который не передал «ВоТГК» свои сети. Но, похоже, это скоро произойдет (если, конечно, не вмешается антимонопольная служба и прокуратура).

Первые попытки обанкротить муниципальные предприятия и «взять» сети были предприняты еще в 2006 году. Тогда Сергей Ермаков занял глухую оборону, и процесс передачи сетей затянулся по настоящее время. Энергетики попытались обанкротить «Теплоком» и «Теплосервис». Пройдя несколько судов, муниципалы все же устояли. Сегодня крепость пала: мэр отстранил от руководства директоров этих предприятий, предупредил о выставлении ульяновцам доначисления за тепло (в связи с удлиненным отопительным периодом в 2008-2009 годах), гордума срочно «нашла» 80 миллионов в бюджете на погашение долга «ВоТГК» и пошло-поехало.

Энергетики избивают городскую власть как младенца. Город молча проглатывает все обвинения и даже не пытается сопротивляться. «ВоТГК» безапелляционно объявляет два муниципальных предприятия «неэффективными перепродавцами», требует «прозрачности» в сборе денег и Сергей Ермаков, наконец, распоряжается до 1 января 2010 года передать сети в долгосрочную аренду «ВоТГК».

Долги Ульяновска (более 800 миллионов) и угроза срыва отопительного сезона служат основным аргументом (или элементом шантажа?) энергетиков. Муниципалов обвинят в том, что собранные с населения деньги не доходят по назначению (то есть, к энергетикам). Власть даже не пытается разобраться со структурой и причинами долгов. Но проверки счетно-контрольной палаты думы и правоохранительных органов не обнаруживают никакой «крамолы» на предприятиях. Муниципалы должны энергетикам не больше, чем должны этим предприятиям ТСЖ, ЖСК, УК, ДУК и другие потребители. Больше того, с весны этого года «Теплоком» и «Теплосервис» ежедневно отчитываются перед «ВоТГК» о полученных (и потраченных) деньгах.

В общем, цель стратегии и тактики энергетиков понятна: отжать собственность. И они совершенно правы, что ожидают «фантастические» обвинения в «бесконтрольности повышения тарифов и развале сетей, увольнении работников». Последнее уже происходит. Дело времени – доказать это. Приведенные выше цифры лишь первые факты, сеющие сомнения в альтруизме частного бизнеса.

Впрочем, протокол встречи Сергея Морозова с Михаилом Слободиным 28 сентября 2009 года тоже проливает, хотя и слабый, но свет на истинные намерения «ВоТГК» и участие в этом городской и областной власти. Например, из протокола следует… Из первого раздела, который называется «Погашение текущей задолженности перед «ВоТГК»: стороны приняли к сведению, что график платежей, утвержденный Ермаковым, не выполнен на 161 миллион. Зато приняты новые нормативы на тепловую энергию с 1 января 2010 года. Не под давлением ли энергетиков?..

Из второго раздела «о погашении реструктуризированной задолженности» узнаем, что администрация области это соглашение не выполняет. За время действия соглашения вместо 230 миллионов долгов «Теплокома» фактически погашено 30 миллионов. Итого невыполненных обязательств администрации области 199 млн., доля «ВоТГК» в этой сумме – 72 млн. А в бюджет области на 2009-2011 года субсидии бюджету города на погашение долгов энергетиков и вовсе не заложены.

Дальше – больше. Город обязывают заключить агентские договоры, до 1 января 2010 года провести конкурс на право заключения договоров аренды теплосетей, до 1 ноября 2009 года «Теплосервису» распродать движимое имущество для расчета за тепло.

Для обеспечения неукоснительного исполнения правительственного «протокола» в кресло директора «Теплосервиса» вместо Александра Тиханушкина уже посажен Андрей Хмелевских, ранее работавший в министерстве строительства области в должности начальника отдела правового и кадрового обеспечения (об энергетических «заслугах» Хмелевского пока ничего не известно). На руководство «Теплоком», по непроверенным пока данным, направлен человек от энергетиков. Очевидные «мотивы» кадровой смены лишь подтверждают подозрения.

Постскриптум

В начале 2004 года Виктор Вексельберг пробрел уникальную коллекцию императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже. По разным источникам, Вексельберг заплатил за нее от 100 до 150 миллионов долларов (почти половину годового бюджета Ульяновска). Вряд ли мы сможем полюбоваться уникальной коллекцией бизнесмена. Но совсем скоро узнаем, удастся ли ему заполучить практически даром пока еще нашу, муниципальную собственность. «ВоТГК» входит в «КЭС», а «КЭС», в свою очередь, в группу «Ренова» Вексельберга. Хороший бизнес: сначала бесплатно приватизировать муниципальные сети, а потом «сесть» на трубу…

Самое знаменитое и дорогое яйцо работы Фаберже, «Коронационное», с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в 18-24 млн. долларов.