Правовые пробелы лишают выпускников детдомов законных квадратных метров
Анастасия Ерёмина
За последние два года 92 выпускника детских домов Ульяновской области получили сертификаты на приобретение собственного жилья. Согласно Постановлению регионального правительства «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на сумму, указанную в сертификате, каждый ребёнок может самостоятельно приобретать квартиру и на полных правах распоряжаться ею. Однако на практике эта самостоятельность порой заводит детей-сирот в тупик: только выпустившись из детского дома, они нередко сталкиваются с мошенниками.
Не так давно ситуация с приобретением жилья выпускниками детдомов попала в поле зрения уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова, и в первую очередь его заинтересовало бросающееся в глаза несоответствие между заявленной стоимостью жилья выпускника и его реальной рыночной ценой. При исследовании указанного Постановления им были выявлены так называемые правовые пробелы, и, как уверяет Павлов, – это и есть те самые «дыры», через которые из областного бюджета ежегодно «утекает» около 15 млн. рублей (при общем выделении на эти цели 123 млн. рублей в год). По мнению уполномоченного по противодействию коррупции, примерная схема расхищения госсредств такова: каждый год органы опеки предоставляют список детей, которые должны выпуститься из детского дома. Каждому из них выделяются средства, однако получает их ребёнок не наличными, а в виде сертификата. Предварительно, для того чтобы получить его, сирота должен собрать ряд документов, подтверждающих, что у него нет жилья, и определяющих, у кого он намерен это самое жильё покупать. Разумеется, самому справиться с этим ребёнку, только вышедшему из детдома, не под силу. Вот тут-то на его пути и появляются различного рода «помощники». Как считает Александр Павлов, во многих случаях «медвежью услугу» детям оказывают риэлторы. Они находят довольно недорогую квартиру, договариваются с её владельцем о том, что с помощью сертификата оплачивают хозяину рыночную стоимость жилья, а остаток обналиченных средств оставляют себе. И, что примечательно, главная лазейка для посредников в том и заключается, что переводить средства сертификата в наличность может только продавец квартиры, а никак не сам выпускник.
Александр Павлов рассмотрел ряд таких сделок и сравнил реальную стоимость жилья с той суммой, которую получает продавец. По его словам, в большинстве случаев разница этих цифр составляла от 200 до 400 (!) тысяч рублей. И при этом ни в одном из документов до сих пор не прописана необходимость контроля со стороны органов опеки за соответствием цены квартиры и её качества. Поэтому вместо пусть и малогабаритных, но всё-таки отдельных однокомнатых квартир большая часть выпускников детских домов сейчас живёт в комнатах общежитий или коммуналок.
Несмотря на то, что формально интересы выпускников соблюдаются, Александр Павлов отмечает:
– Сейчас мы занимаемся тем, что собираем материалы по приобретению жилья детьми-сиротами, и, анализируя их, мы с высокой степенью вероятности можем сказать, что завышение истинной цены за жильё происходило и будет происходить. Мои полномочия не позволяют мне проводить дальнейшее расследование, поэтому документы, которые были у нас на руках, мы передали в прокуратуру Ленинского района и получили оттуда ответ, в котором было отмечено: «Функции осуществления контроля за подбором жилья и расходованием денежных средств на Управление опеки либо иные органы законодательством не возложены. Держатели сертификатов являются дееспособными гражданами и самостоятельны в выборе жилья» и далее: «За анализируемый период в Управление опеки с обращениями по поводу нарушения жилищных прав со стороны риэлторов либо иных лиц держатели сертификатов не обращались». Как вы понимаете, такой ответ меня не удовлетворил.
Мы связались с заместителем прокурора Ленинского района Станиславом Шапиро, и он прокомментировал эту ситуацию:
– Обращение господина Павлова мы действительно получили – ещё в августе. Однако в этом документе лишь один абзац о том, что по его мнению в указанном постановлении есть коррупциогенные факторы. По его просьбе мы провели проверку, но нарушений законодательства при реализации этого постановления не обнаружили. Мы не отрицаем, что факты мошенничества возможны, однако проводить проверку всех 92-х сделок, которые были заключены за последние два года, мы не можем. Это невозможно даже физически. К тому же кто-то из выпускников просто не захочет предоставлять нам какие-либо документы, и это их право. Поэтому нам необходимо конкретное заявление гражданина о нарушении закона. И я подчёркиваю: если господин Павлов передаст нам документы, которыми он располагает, у нас будут основания проводить проверку или передавать эти дела в правоохранительнные органы.
Между тем пока эти дела не нашли своего продолжения, Александр Павлов отмечает: правовой пробел, который существует в Постановлении, нужно закрыть как можно быстрее. Для этого, по его мнению, необходимо обязать чиновников сопровождать момент купли-продажи, а также создать при министерстве образования экспертную комиссию, которая будет проводить оценку стоимости жилья.