Студентам-актерам УлГУ представилась удивительная возможность поучиться у мировых знаменитостей.
Четверокурсники факультета культуры и искусства УлГУ стали участниками IV Международного фестиваля-школы «Территория». Ежегодно он собирает представителей различных видов искусства со всего земного шара. При этом акцент делается на новаторские формы. Для студента-актера возможность попасть на столь престижный фест – мечта фактически неосуществимая. Право поучиться мастерству у звезд дается представителям ведущих театральных школ России. Год назад дорогу от Ульяновска к фестивалю проложил актер театра «Анфан Террибле» и преподаватель факультета культуры и искусства УлГУ Алексей Храбсков. Сотрудничество с УлГУ показалось организаторам «Территории» перспективным, и на этот раз он дали «добро» на участие тринадцати актеров-четверокурсников.
Мы встретились с двумя счастливчиками – Валерием Сотовым и Анастасией Приваловой сразу после поездки. Ребята еще не успели систематизировать впечатления, и в их рассказах было больше эмоций, чем повествования. Но это объяснялось даже не принципом «с корабля на бал». Кирилл Серебренников, Валерия Гай Германика, Оксана Бычкова – имена культовые для любого поклонника современного кино и театра, тем более для лицедеев, только начинающих свой путь. Ребята же смогли пообщаться и с отечественными, и с мастерами международного уровня. На протяжении десяти дней они копили восторги, чтобы, вернувшись к обучению, преобразовать их в новые профессиональные приемы.
В этом году «Территория» впервые проходила не в Москве, а в провинциальной Перми. Устроители ставят своей задачей расширение территории современного искусства за пределы «продвинутой» столицы. Проект задуман не столько как праздничный смотр, сколько как фестиваль-школа. Его цель – соединить искусство сегодняшнего и завтрашнего дня. Первый олицетворяют те, кто добился успеха, второй – студенты актерских вузов. Под искусством без границ подразумевается не только стирание границ географических. Каждый из участников «Территории» нашел в себе смелость переступить рамки общепринятого, привычного, дозволенного традицией и преподнести зрителю и коллегам урок личной свободы.
— Одним из самых ярких экспериментаторов мне показался японский хореограф Такетеру Кудо, — вспоминает Валерий. – Японцы не приспособлены для классического балета – у них короткие ноги, они коренасты. Поэтому Кудо придумал свой балет. Это уникальное направление, и мы стали первыми российскими зрителями, которым посчастливилось увидеть танец Кудо. Это удивительно яркое зрелище, я и не предполагал, что на языке танца можно столько сказать.
По-новому взглянуть на шекспировскую классику ребятам помог разговор с немцем Томасом Остермайером. Один из популярнейших мировых режиссеров вел со студентами диалог о современности «Гамлета». А еще будущим актерам повезло увидеть работу Алекса Дауэра, автора нашумевшего проекта «Театр в тюрьме». Алекс ставил спектакли во многих тюрьмах мира и прославился тем, что за короткое время превращает заключенных, причем пребывающих в колониях строгого режима, в настоящих актеров, игрой которых восхищаются ведущие критики. На работу с узниками одной из пермских тюрем у Дауэра ушло три недели.
— Этот проект стал для нас эмоциональным взрывом, — рассказывает Настя. – Когда шли в колонию на спектакль, были полны ужаса – сами понимаете, место не из приятных. Нас попросили не надевать яркой одежды, строго проверяли каждого на входе. Но постепенно по ходу действа наши сердца оттаивали, и когда опустился занавес, мы все рыдали вместе с актерами и были просто влюблены в них.
На фестивале не было вип-зон, любой студент мог пообщаться с каждым гостем фестиваля и во время мастер-классов, и во внеучебное время. Ежедневно ребята становились участниками творческих уроков, тренингов, а по вечерам их ждали просмотры пьес, кинофильмов, оперных и хореографических спектаклей. Именитые режиссеры устраивали для будущих актеров читки своих пьес. Причем места для таких акций выбирались самые неожиданные – зал ожидания вокзала, карусель, на которой во время действа крутились все его участники…
Оксана Бычкова в детском саду читала пьесу про жизнь порноактеров.
— Нам показали искусство во всем его многообразии: бывает такое, а бывает такое, — говорит Валерий. – Наша задача – попробовать себя в разных направлениях, отойти от канонов, а потом попытаться найти свой путь. Скажем честно, отечественная театральная система во многом очень консервативна, она с трудом вбирает в себя новое. Понятно, что не все имеет право на существование. За авангардом непременно должно что-то стоять. Перед нами выступал музыкант Владимир Мартынов, который совместил минимализм с медитацией – извлекал из инструмента только одну ноту. Но он профессионал, который закончил три консерватории, личность в музыке. Ты можешь позволить себе экспериментировать и эпатировать, но до этого должен состояться как музыкант. На мой взгляд, огромная проблема нынешних театральных вузов – низкий интеллект студентов и их нежелание читать, постоянно повышать свой уровень, интересоваться новым. Интернет им нужен, чтобы сидеть «В Контакте». А у меня дома нет Сети, и я иду на почту, чтобы посмотреть театральные сайты и узнать, что в мире делается. Актер должен быть личностью.
Ребята приехали из Перми с главным выводом: провинция находится не в Ульяновске и не в Урюпинске. В голове. На вопрос, готовы ли они привнести в местную театральную школу новое и, если надо, поспорить с мэтрами, отвечают:
— Спорить мы всегда готовы. Но чтобы спорить аргументированно, а не просто «выпендриваться», нужно иметь что-то внутри себя. На «Территории» мы свой эмоциональный и культурный багаж пополнили. А что касается мэтров – у нас такой педагог, который смело может конкурировать в мастерстве с любым – Борис Александров.