Открылся новый сезон студенческого киноклуба «Синема», что функционирует при кафедре рекламы УлГУ. Первым фильмом, который увидели немногочисленные пока зрители, дошедшие до актового зала корпуса на 12 Сентября, 5а, стал французский «Скафандр и бабочка».
Глубокий и доступный для понимания, простой и сложный, тяжелый и легкий, печальный и оптимистичный – при этом весьма целостный – фильм основан на реальных событиях. В 1997 году редактор и один из основателей глянцевого журнала «ELLE France» Жан-Доминик Боби переживает обширный инсульт, в результате которого остается полностью парализованным. Он может двигать одним лишь веком, видеть одним лишь глазом – который становится окошечком в мир для человека, запертого внутри себя.
Это фильм о ценности жизни, о любви, о верности, о мужестве, о человечности, о семье, о том, как правильно зашивать веко и как сложно прогнать огромную жирную муху с носа, когда ты вообще не в состоянии двигаться. Мы видим размытую больничную палату, врачей и посетителей глазом парализованного (точнее, глазом камеры блестящего оператора), слышим потрясающий монолог главного героя. Все это разбавлено живописными картинами его воспоминаний и мечтаний, только с их помощью Жан-До в состоянии вырваться из скафандра.
Богатый, знаменитый, умный, привлекательный мужчина в расцвете лет – едва перевалило за сорок – имеет многочисленных друзей, трех детей от бывшей жены, любовницу, души в которой не чает, старика отца, нуждающегося в его заботе. Боби энергичен, полон сил… и вдруг он оказывается прикованным к постели.
Первое чувство, овладевающее пришедшим в себя модным журналистом, — отчаяние, нежелание жить. Но забота удивительно чутких людей, медперсонала, его немногочисленных близких, не пожелавших покинуть человека в беде, их самоотверженность заставляют то прекрасное, но нежное и хрупкое, чем является человеческая душа, трепетать в своем скафандре.
Бывшая жена берется помочь ему написать книгу. Это кропотливый труд. Она медленно читает буквы французского алфавита, он – моргает в нужный момент, буква записывается в тетрадь. Затем следующая. В итоге Жану-Доминику удается написать рассказ, давший название этому фильму.
Экс-супруга подолгу сидит у койки отца своих детей, помогая ему разговаривать по телефону. Звонит любовница. Жена дрогнувшим голосом диктует то, что одним-единственным веком сказал парализованный: «Я жду тебя каждый день». Звонит его отец – немощный старик оказался в похожей ситуации. Он не в состоянии покинуть свою опостылевшую квартиру. «Не плачь», — моргает Жан-Доминик.
Он далеко не свят, не безгрешен, зато – естественен, верен себе. Его никогда не покидает мягкое, интеллигентное чувство юмора, благодаря которому этот тяжелый по идее фильм оставляет светлое, легкое чувство. Актер блестяще сыграл своего героя – фактически посредством одного глаза сумев передать богатство души, гамму чувств, что может испытывать такой тонкий, чуткий, внимательный ко всему человек, как Жан-Доминик Боби. Согласно фильму, едва ли не последнее, что видит в своей жизни герой, – это красочная обложка его книги «Le scaphandre et le papillon».
Все вроде бы ясно, но как только ты пытаешься высказать свое мнение об увиденном, случается заминка – не все так просто для понимания. Сложен человек, сложны взаимоотношения между людьми, невероятно сложны трансцендентальные проблемы, неминуемо затрагиваемые таким фильмом. Вопросов осталось очень много, и как на них отвечать, каждый решает сам. Студенты ФКиИ, пришедшие на просмотр, не постеснялись высказать свои мысли вслух.
Узнать о том, что думают те, кто посмотрел фильм другими (своими) глазами, всегда интересно. Приходи и ты. Следующий сеанс клуба состоится там же во вторник, в 16.30. Вход свободный, мест на всех хватит. Кстати, если у тебя есть дорогой сердцу фильм, который ты хотел бы показать другим, а потом спросить: «Правда, классно?» — приноси. Такая возможность есть…)
«Скафандр и бабочка» (фр. Le scaphandre et le papillon; Франция, 2007) — фильм Джулиана Шнабеля. В главной роли Матье Амальрик.
Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2007 года. Приз за лучший зарубежный фильм 2007 года по версии Национального совета кинокритиков США.