— воскликнула одна из жительниц Ульяновска, увидев прогуливавшегося по Венцу народного артиста Латвии и Украины, режиссера столичных театров Аркадия Каца. — Я в свое время просмотрела все ваши спектакли в Рижском театре русской драмы.

Одессит Аркадий Кац действительно 25 лет руководил одним из самых известных театров страны — Рижским театром русской драмы, театром с уникальной историей. В послереволюционные годы это был единственный в мире профессиональный стационарный русский театр за рубежом. Здесь играли талантливые русские актеры, оказавшиеся по разным причинам в эмиграции, — Полевицкая, Рощина-Инсарова, Жихарев, Качалов, Бунчук, Мельникова, Барабанов.

Аркадий Фридрихович говорит: «… в силу своих возможностей я старался унаследовать все то, что успели заложить эти прекрасные артисты в этот театр».

После распада СССР из Латвии Аркадий Кац вместе с супругой актрисой Райной Праудиной переехал в Москву по приглашению Театра имени Вахтангова, где проработал до 2002 года. Затем его пригласили в театр «У Никитских ворот» Марка Розовского, где еще в 1994 году он поставил спектакль «Игра в джин» с Борисом Левинсоном и Райной Праудиной в главных ролях. Преподавал на театральных факультетах Латвийской государственной консерватории и университета штата Мичиган. Последние постановки Аркадия Фридриховича: «Дневник, или На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского (театр «У Никитских ворот»), «Немного нежности» А.Николаи (МХТ имени Чехова), «Доходное место» А.Островского (Латышский национальный театр в Риге), «Волки и овцы» А.Островского (Академический театр русской драмы им. Леси Украинки в Киеве), «Скупой» Ж.-Б.Мольера (театр «У Никитских ворот»), «Два Чехова» (часть вторая, «Юбилей») (театр «У Никитских ворот»), «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе и Г.Лордкипанидзе (театр «У Никитских ворот»).

Знаменитый Кац в нашем городе поставил «Трех сестер» Чехова в театре драмы имени И.А.Гончарова. Журналистам удалось пообщаться с Аркадием Фридриховичем.

— Когда получил предложение от руководства театра поставить «Трех сестер», долго не принимал приглашения. Произведение требует красивых, молодых, талантливых исполнительниц ролей сестер. В большинстве театров предлагают сестер солидного возраста. «Разве есть театр, чтобы в нем работали сразу три такие актрисы?» — спрашивал я. В вашем театре убедили, что есть. Действительно так. Не перестаю восхищаться Юлией Ильиной, Дарьей Долматовой и Екатериной Поздышевой. Просто невероятно, насколько они гармоничны в ролях Маши, Ольги, Ирины. Великолепно.

Режиссер отметил, что все актеры Ульяновского театра драмы играют с внутренней жертвенностью и одержимостью, они интеллигентны и целостны, а потому работалось Аркадию Фридриховичу с хорошим настроением. Энергии ему придавало и присутствие рядом верного друга и коллеги – художника-сценографа, народного художника Латвии Татьяны Швец.

— Татьяна – моя «фишка». Мы работаем с ней 50 лет, — говорит режиссер.

Маэстро режиссуры поведал еще об одной своей творческой любви – жанре высокой комедии.

— Хорошо поставленная комедия намного лучше плохой трагедии. Люблю комедию за юмор и занимательность, за то, что она позволяет легко общаться со зрителем. Мне нравится ставить Мольера. Но это и очень трудный жанр. Во-первых, режиссер должен иметь чувство юмора, во-вторых, необходим зритель, который способен юмор воспринять.

Аркадий Кац – сторонник классики. В его определении классика — абсолютно безошибочная историческая ретроспектива. В ней есть намного больше, чем описываемые события, это атмосфера и передаваемые ощущения.

Из Ульяновска Кац отправился на Украину, в театр имени Леси Украинки. Опять работать.