В последние годы очень модным стало у нас слово «инвестиции». Ну, что ни выступление губернатора, так обязательно прозвучит. Не само это слово, так производные от него, типа «инвестиционной привлекательности». Прямо, слово-паразит какое-то, честное слово. А слова эти – паразиты-то – навязчивые до ужаса. Бывает, человек и смысла его не знает, а оно прицепится к языку как клещ, и ничем его не оторвешь. И твердит, бедняга одно и то же…

Может, и с Сергеем Иванычем такая беда приключилась? Чтобы в этом разобраться, надо для начала уяснить, что же это за слово такое – «инвестиция». Обратимся к Википедии:

«Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены.Не следует путать инвестирование и финансирование. Финансирование — выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли — тогда финансирование превращается в инвестирование. Если целью прибыль не является — это не инвестирование».

Ага, понятно. Допустим, решили мы производство какое-то открыть, которое по нашим расчетам прибыль приносить будет. Но денег – на оборудование, на материалы, там – не хватает. И тут появляется некий добрый человек и говорит: денег я вам дам, поскольку верю, что у вас все получится. Раскрутитесь через годик-другой, вернете. И еще лет несколько будете мне за доброту мою и понимание какой-то процент с прибыли отчислять. Ну, а не раскрутитесь, и деньги пропадут, что поделать – кто не рискует, тот не пьет шампанского. Это вот и есть прямое инвестирование, так сказать, на пальцах.

Но можно и не стремиться открыть производство, а только начать громко о нем говорить, да планами хвастаться, сокрушаясь, что денег нет. И тут появляется некий добрый человек и говорит: денег я тебе дам… Но, если в первом случае мы этого человека благодарили и богу за него молились, то во втором мы смотрим на него уже как на лоха, поскольку заранее знаем, что шампанского ему не пить. Это пример инвестиционной привлекательности. В чисто российском варианте.

В принципе, все понятно. Нам. А вот губернатору нашему, у которого слова «инвестиции», инвесторы» и «инвестиционная привлекательность» с языка не сходят, похоже, не очень. Потому, как, если ты четко понимаешь, что такое инвестиция, то тебе в голову не придет словосочетание «льготы для инвесторов».

Впрочем, об этом позже. Так кого у нас Сергей Иванович инвесторами называет?Например, ООО «САБ МИЛЛЕР РУС», которое пивзавод у нас строит. Строит-то, строит да не нам , а себе, и не с нашей помощью – немецкая фирма строит. Выходит, что никакой этот «САБ МИЛЛЕР РУС» не инвестор, а стопроцентный халявщик, если от Википедии отталкиваться. Вот если бы он в наш «Витязь» вложился, лапы свои на него не накладывая, то был бы инвестором. А так… Пришли, понимаешь, мы им землю, мы им льготы по налогам. А взамен чего, обещания? И кто кого в таком случае инвестирует, позвольте спросить? Зато крика сколько было: к нам пришел иностранный инвестор! Инвестор, как же…Та же картина и со сникерсом этим, то есть с «Марсом». Да кого ни возьми, ни один под определение «инвестор» не подходит! В свое время кричали, на автозавод инвестор пришел, на фабрику «Волжанка». Дудки! Не инвесторы это, а новые собственники. А инвестор (для УАЗа во всяком случае), это мы все. Вон, Сергей Иванович, который так слово «инвестиции» любит, опять нас на три года подписал льготу этому инвестору оплачивать. 100 миллионов – неплохая инвестиция. А «Sollers» на эти деньги будет иномарки у нас собирать, вместо того, чтобы что-то свое развивать.

Заглянули мы в реестр инвестиционных проектов, что на сайте «ulgov.ru» в рубрике «Инвестиции» имеется. Посмотрели – и там та же картина. Уже реализованный инвестиционный проект «Ленинские горки». Кто кого инвестировал, думается, понятно: не они нас, а мы их. Или вот еще, проект, находящийся в стадии реализации – «Автодром». Что он городу или области принес? Ничего. А город ему принес немало. Одной недвижимости в уставной капитал ОАО «Симбирск-Ринг» внес на 117 миллионов рублей. Причем, в ценах явно заниженных, если учесть, что Центральный дом быта оценен был всего в 16 миллионов 410 тысяч рублей. Восемь квартир в центре на эти деньги не купишь, а тут здание в 12 этажей! Да и помимо этого городской бюджет регулярно проект инвестирует. Даже на нынешний кризисный год 200 миллионов депутаты на автодром (в том числе) заложили. Плюс область бесплатно землю ему выделила, оттяпав ее у совхоза «Пригородный». Прямо, типичный пример того, как мы выше инвестиционную привлекательность обрисовали – привлек нас автодром, спасу нет! Хотя привлечь, по идее, должны были мы его, а не он нас…

И так во всем, что в городе, что на селе. А СМИ прогубернаторские кричат взахлеб, какая наша область стала дюже ивестиционно привлекательная. Нашли чем хвастаться. Это же все равно, что кричать о том, что мы лохи. Приходите, дескать, стройте пивзаводы, выпускайте самолеты, сооружайте «черные дыры» типа «Автодрома», сейте на наших полях – сами-то мы ни на что не способные, кроме разговоров. А мы вам за это льготы дадим да дешевую рабсилу. Нам же что главное? Нам нужно, чтобы показатель рос в отчетности. А производство собственное, или, там, мощь государственная, этим пусть оппозиция на митингах тешится. Уж больно хлопотно это, свое-то строить….

…В последние годы очень модным стало у нас слово «инвестиции». Ну, что ни выступление губернатора, так обязательно прозвучит. Не само это слово, так производные от него, типа «инвестиционной привлекательности». Прямо, слово-паразит какое-то, честное слово…