В Ульяновске мошенники при попустительстве равнодушных чиновников регулярно грабят детей-сирот, а несовершенство законодательства не позволяет привлечь их к ответственности.
Золотая жила
Схема ограбления проста, как всё гениальное. Когда ребёнку, в силу жизненных обстоятельств лишённому родительской ласки и заботы и находившемуся в учреждении системы общественного призрения, исполняется 18 лет, он получает право на собственные квадратные метры жилой площади. При выходе из детдома сироте вручают в руки сертификат, где прописана сумма, располагая которой он может приобрести себе то или иное жильё. Сумма эта стандартна и на данный момент составляет 810 тысяч рублей. Именно она и перечисляется на счёт продавца жилья по заключении с ним договора купли-продажи.
Но, как правило, поступающее в распоряжение сироты жильё имеет гораздо меньшую рыночную стоимость, чем вышеназванные 810 тысяч. Куда исчезает сумма, составляющая разницу между рыночной и условной стоимостями квартир, – неизвестно. Хотя, при желании о судьбе этих средств вполне можно догадаться. Вот только один пример. В июле этого года на 19-летнего жителя Ульяновска Сергея Петровича Андреева было оформлено свидетельство о государственной регистрации права. Объектом этого права названа треть коммунальной квартиры общей площадью 809 кв. м. на пятом этаже дома №14 по ул. Пушкарёва. Напомним, организация, продавшая воспитаннику детдома эти жилые метры получила за них 810 тысяч рублей. Между тем, имеется заключение ООО «Аналитический центр Юрист», подготовленное в рамках требований Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.98 г. «Об оценочной деятельности Российской Федерации», российским стандартам «Стандарты оценки, обязательные к применениями субъектами оценочной деятельности», утверждённым Постановлениям Правительства РФ №519 от 06.07.01 и другим действующим российским законодательным актам. Согласно этому заключению рыночная стоимость вышеупомянутой комнаты гостиничного типа на момент приобретения составляла 379 тысяч 420 рублей.
Почувствуйте разницу! Это ж прямо Клондайк какой-то, золотая жила, брильянтовые рудники! Сколько этих Сергеев Петровичей каждый год сертификаты получает? Сколько Андреевых делятся неизвестно с кем положенными им по закону деньгами? А потом ютятся в клоповниках, хотя формально могли бы проживать в полноценных квартирах?
Шум и пыль
Да уж, сложившуюся ситуацию иначе, чем мечтой для мошенника назвать сложно. И как всё ловко – без шуму, без пыли! Шум и пыль возникли совсем недавно, когда прорехами в существующем законодательстве заинтересовались люди, которых интересоваться подобными вещами служебный долг обязывает. Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Павловым было отправлено письмо на имя министра образования области Ирины Балашовой. В нём уполномоченный ставил госпожу Балашову в известность о том, что в результате проведённой экспертизы в постановлении правительства Ульяновской области, регулирующих обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены существенные недочёты (законодательные пробелы). «Данные пробелы, – указал в своём письме Павлов, – позволяют при отсутствии контроля за действиями должностных лиц органов опёки часть выделяемых для обеспечения жильём детей-сирот бюджетных средств расходовать не по назначению, что подтверждено на практике.»
Идёт о беззащитных детях, за которых, фактически, некому заступиться и помочь, на крайняк — в морду дать или другим каким образом защитить. Этим детям остаётся надеяться, что добрые, но совершенно чужие дяди и тёти при реализации возложенных на них законом обязанностей, будут хоть как-то учитывать их интересы. И в этих самых законно прописанных правах и есть единственная возможная для сироты поддержка. Гарантированная. Потому как надежда на высокие душевные порывы доброго дяди или тёти слабая.
Чего уж говорить о тех случаях, когда права беззащитных и попросту в законе не прописаны? Вот тут на сцену выходят уже другие персонажи: дяди и тёти злые, для которых обидеть сироту — раз плюнуть. Какие сироты, я вас умоляю, тут деньги живые шевелятся! Да плевать я хотел в каких условиях эти недокормыши жить будут, раз мне самому хватает на улучшение жилищных условий! Вот так, потихоньку-полегоньку, глядишь, и на дом с бассейном наберётся! И на дачу с банькой! А сироты? Да не улице же они, в самом деле! При жилье! Комната вместо квартиры, коммуналка вместо отдельного жилья? Ничего страшного, пусть закаляются! Не сахарные, не растают. Выросли уже, пусть жизненного опыта набираются!
Возьмите под контроль!
Человек — странное животное. Любому, даже самому неприглядному своему поступку оправдание найдёт — и воровству, и равнодушию. Кто велел этим детям на свет появляться, кто велел им стать сиротами, кто велел им, будучи воспитанными в детдоме, не быть способными быстро и трезво ориентироваться в таком трудном деле как покупка квартиры? Вот и пусть получат по заслугам! А умные и бессердечные люди — по заслугам своим.
Но, может быть, найдётся средство на людей безразличных и формалистичных? Уполномоченный Александр Павлов настаивает на том, чтобы нормы постановления регионального правительства были пересмотрены в сторону и организован контроль за соответствием выделяемых субсидий рыночной цене, качеству, уровню благоустроенности жилых помещений.
– Наиболее логичным, мне кажется, по примеру некоторых субъектов федерации, таких, как Смоленская область, организовать при министерстве образования специальную комиссию, которая и будет держать под контролем все вышеперечисленные факторы, – предлагает Александр Фёдорович.
Поможет ли подобная комисся действительно помогать детям, имеющим по закону право на жильё, а не складывать наши кровные, отданные в виде налогов деньги, в карманы мошенников? На данный момент уполномоченный ожидает реакции на своё письмо от регионального правительства.
Елена ТАРУБАРОВА