Доклад Главы города к городскому собранию в рамках Всероссийского дня действий «За достойный труд!»

Уважаемые участники собрания!

Второй год 7 октября профсоюзные организации и трудящиеся всех стран отмечают Всемирный день действий «За достойный труд!». Проведение акций, посвященных этому дню, в 2009 году особенно актуально: прошел год, как органы государственной и муниципальной власти нашей страны приступили к реализации антикризисных мер. Реализация мероприятий по противодействию кризису на территории муниципального образования «город Ульяновск» фактически началась с момента создания городского антикризисного штаба в октябре 2008 года. Сегодня в рамках собрания будут подведены итоги того, насколько эффективно мы сработали в данном направлении, обозначены основные достижения города за последние 5 лет и определены основные задачи в работе органов региональной и муниципальной власти по улучшению качества жизни горожан и обеспечению достойных условий жизни и труда.

Итоги социально-экономического развития города Ульяновска, по состоянию на сегодняшний день, говорят о том, что ситуация в экономике остается стабильной, но все же крайне сложной. В начале 2009 года произошло резкое снижение почти по всем ключевым макроэкономическим показателям. Речь идет в первую очередь об индексе производства в промышленности, строительстве, обороте розничной торговли и услуг, грузообороте транспорта, официальной безработице, реальных денежных доходах населения. Такая же тенденция характерна не только для г. Ульяновска, но и для многих городов и регионов, для России в целом.

То есть произошел провал, из которого мы пока выходим крайне медленно, постепенно, маленькими «шажками». Но крайне важно, что дальнейшего резкого ухудшения ситуации в экономике не происходит, и это главное. Происходит адаптация и предприятий, и граждан к изменившимся условиям деятельности. Где-то она происходит быстрее, где-то пока – более болезненно.

Конкретные цифры таковы. Индекс промышленного производства за шесть месяцев текущего года составил 83,6%. Снижение к предыдущему периоду – 13,3 процентных пункта, к январю повышение – 4 процента.

В целях стабилизации экономики города утверждены и выполнятся план действий по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие города и план мероприятий по увеличению доходной базы бюджета.

В качестве приоритетов по выполнению данных планов выделено шесть ключевых направлений.

Первое – эффективная бюджетная политика, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов.

Так по результатам выполнения мероприятий план по налоговым и неналоговым доходам в 1 полугодии 2009 г. выполнен на 101%.

Одним из основных наших приоритетов является переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Очевидно, что экономия бюджетных средств сегодня стала жизненной необходимостью. Собственно говоря, уже с начала года мэрией города был принят ряд мер, направленных на сокращение расходов на содержание аппарата управления, в том числе и за счет сокращения численности муниципальных служащих. Общий объем сэкономленных средств составил 137,5 млн. рублей. В следующем году мы предусматриваем сокращение расходов на содержание аппарата мэрии на 30%.

Второе направление – меры поддержки реального сектора экономики и расширению рынков сбыта.

Ежедневно проводится мониторинг ситуации на крупных заводах и фабриках, причем ситуации не только финансово-экономической и производственной, но и в сфере занятости. Четко отслеживается ряд показателей по персоналу: неполная занятость, административные отпуска, увольнения, задолженность по заработной плате. Кроме мониторинга в план мероприятий вошли конкретные меры по оказанию помощи реальному сектору экономики. Одним из наиболее важных конкретных шагов стала совместная работа органов региональной и муниципальной власти по предотвращению остановки производства на Ульяновском моторном заводе. Сегодня мы уже можем говорить открыто, что ситуация была просто критической. Всерьез стоял вопрос о закрытии предприятия и потере работы для более трех тысяч человек. Оперативно принятые меры позволили нам не допустить этого.

Оказывается поддержка автозаводу. Совместно с федеральным центром и Правительством Ульяновской области велась повседневная работа над поиском путей расширения внутреннего спроса на продукцию ульяновских предприятий. Так, совместно с «Россельхозбанком» разработана программа, в рамках которой предполагается возмещение федеральным и областным бюджетами ставки процентов по кредиту в объеме ставки рефинансирования для покупки автомобилей «УАЗ» в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции. Реализация этой программы позволит обеспечить дополнительный спрос и стабильную работу ведущего бюджетообразующего предприятия города.

Руководством города принято решение на три ближайших года освободить УАЗ от уплаты земельного налога, одного из основных источников пополнения доходной части муниципального бюджета. Это позволит автозаводу сэкономить только в 2010 году более 22 миллионов рублей и направить эти средства на предоставление социальных гарантий работникам и сохранение позиций на рынке. Ситуация на предприятии постепенно стабилизировалась: сентябрьский план выполнен в полном объеме – выпущено почти 4,5 тысячи автомобилей различной модификации. Рабочая неделя по-прежнему пятидневная. Ульяновский автозавод активно поддерживают госзаказами.

Также одним из мероприятий данного направления антикризисной работы является организация на постоянной основе торговли в формате «ярмарки выходного дня». В ярмарках принимают участие не только промышленные предприятия города, но и субъекты малого и среднего бизнеса. За первое полугодие 2009 года на ярмарках реализовано продукции на общую сумму более 45 млн. рублей. Цены ниже средних розничных на 10-30%. Проведенная первая осенняя ярмарка в Железнодорожном районе стала рекордсменом по объему реализованной продукции (на сумму более 16 млн. руб.)

Третье: важным направлением антикризисной работы стало увеличение инвестиционной активности региона. Ульяновск по индексу физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 1 полугодия 2009 г. по-прежнему занимает лидирующее место среди крупнейших городов Приволжского федерального округа – 6,8 млрд. руб., или

155,3% к соответствующему периоду прошлого года. В течение 2009 года на территории города велась реализация 44 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 12,5 млрд. рублей и созданием порядка 3,5 тыс. новых рабочих мест. Среди них строительство завода по производству пива компанией «Сабмиллер», строительство завода газосиликатных изделий, фабрики по производству мягкой мебели, нового производства ОАО «КТЦ Металлоконструкция», торгового центра «Пушкаревское кольцо» и многие другие проекты. По итогам 9 месяцев реализованы 7 инвестиционных проектов в сфере строительства торговых и спортивно-развлекательных центров. Это «Строймаркет» и «Гипермаркет» в Заволжье, дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей «Форд» и др. При этом создано около 600 новых рабочих мест.

Четвертое направление антикризисной работы посвящено дополнительным мерам по поддержке малого и среднего бизнеса. В начале года принята муниципальная целевая программа «Развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ульяновск на 2009-1012 годы». Программой предусмотрены новые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде передачи во временное владение и пользование муниципального недвижимого имущества на долгосрочной основе, субсидирование затрат на сертификацию, субсидирование затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности, субсидирование затрат на оплату консультативных услуг, субсидирование затрат, связанных с погашением процентных ставок по кредитным договорам, заключенным не ранее 01.01.2009 г., субсидирование затрат, связанных с технологическим присоединением к инженерным сетям, по договорам, заключенным не ранее 01.01.2009 г.

Кроме того, в г. Ульяновске будут созданы новые объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Это «Ульяновский региональный фонд поручительств», а также государственное автономное учреждение «Ульяновский областной бизнес-инкубатор».

Пятое направление – стабилизация ситуации на рынке труда.

За первое полугодие 2009 г. уровень безработицы значительно возрос с 1,22% (по состоянию на 1 января) – до 2,63% (по состоянию на 1 июля). И это для города Ульяновска, я считаю, очень высокий показатель. Однако за 3 последних месяца благодаря последовательным мероприятиям органов власти, служб занятости, руководства предприятий нам удалось преломить данную тенденцию. По состоянию на 9 октября, численность безработных граждан, состоящих на учете в городской службе занятости населения, составляет 8128 человек. Уровень безработицы за июль-сентябрь снизился на 0,32%, составив 2,31%. По Ульяновской области данный показатель уже составляет 2%, мы должны усилить работу по снижению безработицы в городе.

С целью нормализации ситуации на рынке труда мэрией города была принята программа содействия занятости на территории города Ульяновска. В рамках реализации данной программы по итогам 1-го полугодия были обеспечены работой более 500 человек. Следующее направление действующих программ содействия занятости – это организация предпринимательской деятельности. Всего по состоянию на сегодняшний день с начала года привлечено на самозанятость (предпринимательскую деятельность) около 400 человек, что более чем на 5% превышает плановый показатель, более 350 человек получили субсидию на организацию предпринимательской деятельности.

Большую роль в стабилизации ситуации на рынке труда играет реализация муниципальной программы организации общественных работ. С начала 2009 г. в общественных работах приняли участие более 15 тыс. человек: на благоустройстве, в организациях жилищно-коммунального комплекса, в промышленности, социальной сфере (перевыполнение плана составило более 65%).

Также хочу отметить и принятое решение о сокращении на 50 процентов квоты на привлечение в город и область иностранной рабочей силы.

Шестое направление – это меры социальной поддержки населения.

Как бы тяжело нам ни было, какие бы трудности мы ни испытывали с наполнением городского бюджета, ульяновцы не останутся один на один с проблемами, которые принес кризис. Всего в текущем году социальную помощь получили 370 тысяч человек на сумму 94,3 млн. рублей.

Мэрией города приняты и работают три социальные программы, на которые в текущем году выделено более 63 млн. руб.: «Семья и дети», «Адресная поддержка инвалидов», «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов».

С 2008 г. за счет средств городского бюджета выплачивается компенсация за жилищно-коммунальные услуги 12 категориям граждан (45 тыс. человек). На эти цели выделены средства в размере 31 млн. руб.

Детям из малообеспеченных семей в школах организуется бесплатное питание, а перед началом учебного года оказывается материальная помощь в рамках акции «Помоги собраться в школу».

В следующем году планируется сохранить все существующие меры социальной поддержки и расширить перечень в связи с празднованием 65-й годовщины Победы.

Несмотря на все принятые нами меры мы выделили приоритетные направления в своей работе.

Первое. Не допускать роста просроченной задолженности по зарплате.

Второе. Не допустить роста безработицы.

Третье. Продолжить работу по организации на территории муниципального образования общественных работ.

Четвертое. Продолжить работу по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Пятое. Не допустить роста уровня преступности по итогам года на территории муниципального образования по сравнению с итогами первого полугодия.

Шестое. Сохранить показатель среднемесячной реальной заработной платы на уровне 100 процентов к показателю 2008 года.

Седьмое. Сократить расходы на содержание аппарата управления.

Восьмое. Обеспечить уровень собираемости платежей населения за жилищно-коммунальные услуги не ниже 95 процентов.

Девятое. Обеспечить выполнение плана собственных доходов бюджета на уровне не менее 110 процентов.

Уверен, что задача сохранения социально-экономической стабильности муниципального образования и дальнейшего его экономического роста и развития будет выполнена. Моя уверенность основана на тех успехах, которые мы достигли за последние пять лет:

– Наш город стал чище, уютнее, красивее, благоустроеннее. С 2005 г. в Ульяновске установлено более 60 памятников и памятных знаков, проведена реконструкция и благоустройство парков, скверов, реконструированы существующие фонтаны. Подтверждением наших успехов стали многочисленные победы областной столицы в престижных всероссийских конкурсах: 2-е место и 3-е место Ульяновск занял по итогам участия во Всероссийском конкурсе на звание «Самый благоустроенный город» (за 2007, 2008 гг.); золотой диплом XVI Международного фестиваля «Зодчество-2008» присужден городу за высокие достижения в области градостроительства и архитектуры; двух золотых и трех серебряных медалей удостоены ульяновские цветочные экспозиции на ежегодной выставке цветочного дизайна на ВВЦ (2006-2009 гг.)

– В 2007 году утвержден Генеральный План развития города, являющийся основным документом территориального планирования города на 25-летний период, утверждены проекты планировки всех районов.

– Наблюдается тенденция ежегодного роста объемов жилищного строительства: за период 2004-2008 гг. темпы ввода в эксплуатацию увеличились в 3,5 раза. Для обеспечения развития города и достижения показателя 1 кв. м на жителя с 2007 года сформировано более 40 участков под строительство жилья.

– С 2005 года в 2 раза сократилось количество объектов незавершенных строительством. Достроены и введены в эксплуатацию два микрорайона многоэтажной застройки (квартал «Искра» в Ленинском районе и квартал 13 «Юг» в Железнодорожном районе).

– В связи с возникшей проблемой обманутых участников долевого строительства мэрия

г. Ульяновска ведет непрерывную работу: при поддержке города введены в эксплуатацию два жилых дома (ул. Рябикова, 37,

ул. Камышинская, 25), завершены строительством и готовятся к вводу еще два дома (на ул. Шигаева и ул. Корунковой). Для решения проблем вторых участников долевого строительства строятся 2 многоквартирных дома по

ул. Отрадной.

– Начата работа по развитию и модернизации городского электрического транспорта в

г. Ульяновске: в рамках городской целевой программы в 2008 г.

приобретены 4 трамвая и

2 троллейбуса.

– По сравнению с 2004 годом, в 2008 году почти в 10 раз возрос объем средств в городском бюджете на ремонт дорожного полотна и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

– Для осуществления оперативного контроля за работой пассажирского и коммунального транспорта внедрена система спутникового контроля GPS-Глонасс.

– Возобновлена работа по переселению горожан из аварийного и ветхого жилого фонда в благоустроенные квартиры. С 2005 года по настоящее время переселены 182 семьи из жилых домов по адресам: ул. Полбина, 30, ул. Южная, 2, пер. Брюханова, 18, ул. Л. Шевцовой, 90, ул. Южная, 44, ул. Ленинградская, 23,

ул. 2-я МТС, 2. Кроме того, в 2008 г. в связи со строительством подхода к мостовому переходу через р. Волга переселено 11 семей из домов №1 и №3 по ул. Привокзальной и 7 семей из домов №№6, 12 по ул. Нахимова.

– Своевременно и по графику проходят отопительные сезоны.

– Обеспечена бесперебойная подача ГВС жителям в летний период.

Летом 2008 г. впервые осуществлена подача горячего водоснабжения в микрорайоне «Опытное поле».

– Постепенно решаются проблемы пригородной зоны: построены сети освещения в пос. Лаишевка.

– Увеличился объем работ по текущему и капитальному ремонту жилых домов: приобретено 4 новых лифта взамен аварийных, только за 2008 г. проведен капитальный ремонт 200 домов жилищного фонда, в том числе в рамках участия в реализации федерального закона №185-ФЗ.

– За период руководства Главы города доходная часть бюджета города возросла в 2 раза: с 3 млрд. рублей – в 2004 г. (95,1% плана) до 6,5 млрд. руб. (106,1% от плана) – в 2008 г. Достаточно сказать, что только поступления арендных платежей за землю в муниципальный бюджет увеличились за данный период в 4,8 раза, а доходы от использования муниципального имущества в 2,4 раза.

– Предпринимаются с положительным эффектом меры по увеличению заработной платы. Созданы комиссии по ликвидации недоимки и комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда, что позволило не только увеличить поступления в бюджет, но и поднять уровень заработной платы на предприятиях города: за 2004-2008 гг. среднемесячная начисленная заработная плата в городе увеличилась в 2,5 раза; только за 2008 г. рост реального размера зарплаты составил более 10% к уровню предыдущего года. Среднемесячная заработная плата в Ульяновске за 6 месяцев 2009 года превышает размер прожиточного минимума, установленного для населения трудоспособного возраста в

I квартале 2009 года, в 2,8 раза.

– Только за 2008 год расходы на целевые программы в муниципальном бюджете возросли более чем в 2 раза, что позволило придать импульс развитию многих сфер города.

За период 2004-2008 гг. объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям вырос в 2 раза.

– Укреплена материально-техническая база лечебных учреждений. За 2005-2009 гг. в городских больницах установлено новейшее медицинское оборудование на сумму 414,9 млн. рублей, позволившее внедрить современные методы диагностики и лечения, сократить время на проведение диагностических исследований и повысить их эффективность. Компьютерный томограф в ЦК МСЧ и ядерно-магнитный резонансный томограф в МУЗ ЦГКБ, наркозно-дыхательная аппаратура для реанимационных отделений крупных больниц, кювезы для выхаживания новорожденных, эндоскопическое операционное оборудование – далеко не полный перечень оборудования, закупленного для муниципальных учреждений здравоохранения.

– С целью повышения доступности и качества медицинской помощи населению открыты 7 отделений неотложной помощи, 6 отделений врача общей практики в пригородной зоне, центр репродуктивного здоровья детей и подростков (Детская больница №3), санаторно-курортный лагерь круглогодичного пребывания для детей и подростков на 100 детей в смену (Детская поликлиника №6), стационар для беременных женщин (Поликлиника №4).

– Возросла укомплектованность учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Объемы медицинской помощи по всем видам к 2008 году стали выполняться более чем на 100% от годового норматива.

– В рамках муниципальной целевой программы «Развитие доступного дошкольного образования в г. Ульяновске» за 2004-2008 гг. сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста была увеличена со 113 до 133.

– По инициативе руководства города организовано бесплатное питание (из расчета 30 руб. на 1 учащегося) детям из малообеспеченных семей, предоставлено право бесплатного проезда в городском общественном транспорте школьникам в летний период, а также малоимущим пенсионерам, не пользующимся льготами по федеральному законодательству, почти 3000 беременных женщин в 2008 г. получили денежные выплаты из муниципального бюджета в размере 200 рублей на проезд в медучреждение. При рождении ребенка семьи получают подарки Главы города, предоставляются единовременные денежные выплаты при рождении двойни в размере 10 000 рублей, при рождении тройни в размере

15 000 руб.

Конечная цель проводимой мэрией работы была и остается – обеспечение достойных условий жизни горожан, улучшение демографической ситуации, и мы медленными, но верными шажками постепенно движемся к ее достижению. За период 2004-2008 гг. число семей с детьми, чей доход ниже установленного прожиточного минимума, сократилось в 2 раза. Уже четвертый год подряд наблюдается тенденция увеличения рождаемости и снижения смертности, что свидетельствует об улучшении демографической ситуации и в дальнейшем, происходит снижение естественной убыли населения города. Так, за 9 месяцев 2009 года в городе родилось 5512 человек, что на 8,3% больше аналогичного периода прошлого года, умерло 5732 человека, что меньше, чем в 2008 году на 5,7%. Естественная убыль населения Ульяновска снизилась с 1660 человек в 2007 году до 220 человек в 2009 году.

Как положительный фактор следует отметить уменьшение оттока населения из города в текущем году и небольшую миграционную прибыль, которая за январь-июль текущего года составила 225 человек.

Это далеко не полный перечень положительных изменений, произошедших в жизни города Ульяновска за последние годы. Успехи областной столицы – результат совместных усилий органов власти и горожан. Уверен, что вместе нам удастся не только сохранить положительные тенденции в развитии города, сложившиеся на сегодняшний день, но преумножить достигнутые результаты.

Наш девиз: через обеспечение стабильности – к долгосрочному развитию!