Транспортная проблема, как показывают многочисленные опросы и письма в редакцию, остается одной из самых актуальных в Ульяновске. Причем большинство горожан, особенно среднего достатка, всем видам городского пассажирского автотранспорта по-прежнему предпочитают трамвай.
Конечно, приход на рынок частного извоза несколько улучшил ситуацию с пассажирскими перевозками. Однако частники породили и массу проблем. В Ульяновске открыто 220 маршрутов, по которым, без всякого расписания, курсируют более 2200 «ГАЗелей». Именно водители пресловутых маршруток больше всех нарушают Правила дорожного движения, создают аварийные ситуации на дорогах… Но странное дело: в морозы и снегопады ряды маршруток необъяснимо редеют. А государственные пассажирские автобусы из Центра в Засвияжье или Киндяковку курсируют редко. Поэтому вся надежда – на трамвай!
В этом отношении коллектив МУП «Ульяновскэлектротранс» остается одним из самых важных объектов городской инфраструктуры. Особую социальную значимость его работа приобретает в зимний период.
– В настоящее время, – сообщил директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Василий Черныш, – подвижной состав трамваев, троллейбусов, тяговые подстанции, контактно-кабельные сети, трамвайные пути, а также здания и сооружения предприятия подготовлены для работы в зимних условиях. Мы провели ревизию и необходимый ремонт снегоуборочной техники. Снегоочистители – на рельсовом ходу, и тракторы готовы к работе. На территории Северного трамвайного депо произведен пуск котельной, начала осуществляться подача тепла потребителям.
По словам Василия Романовича, при подготовке предприятия к работе в зимних условиях проведен ряд мероприятий и внесены изменения в организацию пассажирских перевозок. Так, после долгого перерыва восстановлен трамвайный маршрут №3 «УКСМ – Дамба». За счет увеличения выпуска одиночных трамвайных вагонов сокращены интервалы движения на основных маршрутах №№2, 4, 6 с 7-8 минут до 5 минут. В общей сложности, по сравнению с прошлой зимой, на маршруты выйдет на 17 вагонов больше. Одновременно с этим из движения выводятся не оправдавшие себя сдвоенные поезда, что позволит экономить значительные средства на потребляемой электроэнергии.
Однако полноценно подготовиться к работе в зимних условиях предприятию «Ульяновскэлектротранс» мешает ряд нерешенных проблем. Так, дефицит финансирования из городского бюджета в 2009 году составит 68 миллионов рублей. При этом выпадающие доходы, которые предприятие не могло собрать по независящим от него причинам, достигают 137 миллионов рублей. Из них дотации на бесплатный проезд школьников в летний период составляют 72 миллиона рублей, участников и инвалидов Великой Отечественной войны -17 миллионов, школьников, студентов, детей-сирот по льготным проездным билетам – 28 млн. руб.
– Недостаток финансирования и выпадающие доходы приводят к тому, что предприятие не в состоянии проводить капитальные ремонты основных фондов и поддерживать их в нормативном состоянии, – с горечью объясняет Василий Романович. – Так, ежегодно необходимо ремонтировать 13 километров путей, фактически в текущем году отремонтирован 1 километр. Точно такая же ситуация с контактно-кабельными сетями. К тому же 80 процентов трамваев и почти 100 процентов троллейбусов не отвечают современным требованиям. Необходимо проводить модернизацию, на которую нет средств.
За восемь месяцев 2009 года средняя заработная плата в МУП «Ульяновскэлектротранс» составила 10 тысяч 436 рублей. Этого явно недостаточно и, как следствие, – большая текучесть кадров. Причем ежегодно предприятие готовит для себя две группы водителей трамвая – это примерно 50 человек. Но на предприятии остается меньше половины, остальные уезжают в Москву, в Казань, в Самару и другие города. Примерно 25 процентов водительского состава – люди пенсионного возраста. Из-за низкой заработной платы профессия водителя трамвая в Ульяновске стала непрестижной.
– Для решения названных проблем, – завершает разговор Василий Черныш, – необходимо обеспечить предприятие финансированием в полном объеме, согласно расчетам. А самое главное – в какой-то степени подтянуть заработную плату до уровня средней по городу. А что касается коллектива, то у нас работают грамотные, добросовестные люди, которые всегда справлялись и справятся возложенными обязанностями.
Александр Лайков