В чистенько убранной комнате, середину которой занимает стол, накрытый вязанной крючком скатертью, на самом видном месте – на серванте – стоит карандашный портрет фронтовых времен. На нем изображена молоденькая медсестра Аня Боярская. Этот подарок, выполненный «легкораненым бойцом» в 1943 году во время боев на Курской дуге, ветеран войны Анна Александровна Землякова бережно хранит до сих пор.
В далеком 1941 году 17-летняя Анна Боярская только получила диплом фельдшера и была направлена из Свердловской области, где она жила, в Пермский край для работы. И там она получила повестку, а 1 января 1942 года уже отправилась на фронт. Два месяца она вместе с остальными медицинскими работниками училась ползать по-пластунски, стрелять из пистолета и винтовки. А в конце марта в товарном вагоне Анну Боярскую вместе с другими медсестрами и врачами повезли на Северо-Западный фронт под Ленинград.
Война для юной медсестры началась 2 апреля 1942 года, в день ее 18-летия. Их эшелон был обстрелян фашистами на железнодорожной станции Максатиха.
– Немцы, целясь в наш эшелон, попали в стога сена, которые загорелись, – вспоминает Анна Александровна, – и, не разобравшись, что именно они подорвали, прекратили бомбежку. Но на этом кошмар не прекратился. Под вагон, в котором мы находились, попала бомба.
По счастливой случайности, снаряд не разорвался сразу, всех успели эвакуировать из вагона и увести далеко в лес, а бомбу вытащили из-под состава.
На всю жизнь до самых мельчайших подробностей запомнила Анна Александровна день, когда она думала, что эти мгновения – последние в ее жизни, что завтра уже не наступит для нее никогда.
Но следующий день все-таки наступил. И уже в скором времени она оказалась в 154-ом отдельном медицинском санитарном батальоне при 170-й дивизии. Их медсанбат располагался под Ленинградом в лесу, среди болот. От него прямо до передовой через болота были проложены жерди, по которым вереницы телег везли и везли раненых.
– Повозки с ранеными не кончались, мне казалось, что стонет весь лес, – делится воспоминаниями теперь уже старшина медицинской службы Анна Землякова.
Почти сразу же, в середине апреля, их медсанбат получил приказ отступать. Сначала их перебросили на центральный фронт, а потом они попали на Курскую дугу.
– Это был настоящий ад: день нельзя было отличить от ночи, ничего не было видно, потому что кругом все взрывалось, земля сотрясалась от бомбежек. Не взирая на это, мы помогали раненым. Я была правой рукой хирурга, помогала при операциях, отлучиться от операционного стола, находящегося в обыкновенной палатке, нельзя было даже тогда, когда бомбы взрывались по соседству и осколки летели в разные стороны. Как мы выжили тогда, я не знаю, – не в силах сдержать слезы рассказывает Анна Александровна. – Мы понимали, что можем умереть в любой момент, и были к этому готовы.
С этим чувством она жила практически постоянно, вплоть до 9 мая 1945 года. Победу она встретила в Кенигсберге, куда был переброшен в конце войны их батальон.
Ее как опытного медработника оставили организовывать госпиталь в Кенигсберге, где она проработала дежурной сестрой до 1946 года. До того самого момента, когда вышла замуж за свою фронтовую любовь – молодого капитана Михаила Федоровича Землякова, уроженца Ульяновска. Спустя полгода молодожены переехали в Ульяновск, где Анна Александровна долгое время работала в поликлинике №1, а потом в стоматологии №1, откуда и ушла на пенсию.
Немало у Анны Александровны наград: она гордится полученными орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Есть у нее и юбилейные медали.
Вот уже 20 лет Анна Землякова активно участвует в деятельности совета ветеранов Засвияжского района, является председателем клуба «Фронтовичка», входит в областную медицинскую комиссию, посещает клуб здоровья. А еще общается со своей дочерью, внуками и тремя правнуками. И главным праздником для их семьи неизменно является День Победы, для приближения которого немало сил и здоровья отдала и Анна Александровна.
Ольга Клеваная