Со страниц официальной городской газеты «Ульяновск сегодня» хочу поспорить с некоторыми положениями статьи поэта и краеведа Николая Марянина, опубликованной в одном из городских СМИ. Марянин полагает, что роль Ильи Николаевича Ульянова в развитии народного образования Симбирской губернии, мягко говоря, слегка преувеличена. Свою точку зрения публицист мотивирует тем, что имя И.Н. Ульянова не внесено в последний труд известного симбирского краеведа П.Л. Мартынова под названием «Краткий словарь симбирских деятелей и уроженцев, чем-либо выделившихся из общего уровня повседневной жизни» (в ней – 390 фамилий), рукопись которого впервые опубликована в 2008 году. Действительно, имени Ильи Николаевича в словаре не оказалось, как нет в нем и многих других выдающихся личностей (например, С.Т. Аксакова с сыновьями, Н.Е. Гарина-Михайловского, декабристов И.А. Анненкова, Ф.М. Башмакова, В.П. Ивашева и др.). Следует учесть личные пристрастия краеведа и то, что писал он на восьмом десятке лет при отсутствии нужных сведений, в бурную эпоху первых лет советской власти. И главное: необходимо согласиться с архивистом А.Ю. Шабалкиным, высказавшим предположение, что рукопись П.Л. Мартынова «первоначально рассматривалась им как предварительные черновые наброски к большому капитальному труду» (не поэтому ли он назвал словарь «кратким»?). Марянин отмечает: «В советские времена писали, что Илья Николаевич Ульянов открыл в Симбирской губернии сотни новых школ. В последние годы стали осторожнее, даже в Ульяновской-Симбирской энциклопедии говорится уже только о нескольких десятках». Ссылаясь на отчеты И.Н. Ульянова за 1869 и 1885 годы, Марянин делает неосторожные выводы: закрывалось при Илье Николаевиче больше школ, чем открывалось, «за 16 лет работы Ильи Николаевича народных училищ стало на 28 меньше» (в 1869 году их было 462, а в 1885 году осталось 434). Мнения многих исследователей по этому вопросу расходятся. Так, профессор А.И Кондаков писал: «При И.Н. Ульянове в Симбирской губернии с 1869 по 1886 г. открыто 30 народных школ, 7 двухклассных училищ, 4 уездных училища (из 7) были преобразованы в городские». Казанские ученые В.М. Горохов и Б.П. Рождественский отмечали, что при И.Н. Ульянове «открылись 434 хороших начальных народных училища». Н.К. Крупская подчеркивала, что за годы деятельности Ильи Николаевича в Симбирской губернии «было открыто около 450 сельских школ». А вот авторы учебника «История педагогики» Н.А. Константинов и В.З. Смирнов делают вывод даже о том, что «за время работы И.Н. Ульянова в губернии было открыто около 480 школ». Причем никто из названных авторов не ссылается на архивные источники и не раскрывает методики подсчета числа таких школ. Я много лет специально занимался этой темой и убедился в том, что единственно правильным подходом будет только предметное изучение всех сохранившихся годовых отчетов по осмотру школ И.Н. Ульяновым и подчиненными ему районными инспекторами, а также служебной переписки. В соответствии с требованиями в документах приводятся полные списки вновь открывшихся школ: поуездно называются населенные пункты, даются сведения о типе школ (мужская, женская, частная, образцовая и т.д.), о средствах их содержания, а нередко и о помещениях. Выписав эти сведения со всех годовых отчетов И.Н. Ульянова (за 1870-1885 годы) и сверив их с отчетами районных инспекторов, я составил полный общий список новых школ как по годам их открытия, так и по всем восьми уездам. Выяснилось, что всего при И.Н. Ульянове в губернии было открыто 250 школ, из них 52 в городах и 198 – в селах и деревнях. Больше всего школ открылось в Симбирском уезде (в том числе в самом Симбирске – 35), Сызранском – 42, Алатырском – 34, Ардатовском – 33, Карсунском и Сенгилеевском – по 21. А если селения бывшей Симбирской губернии перевести на современное административно-территориальное деление, то получится, что в населенных пунктах нынешней Ульяновской области открылось 129 школ (чуть более половины от их общего числа), в Самарской области – 21, в Нижегородской – 20, в Пензенской – 2, в селениях Мордовии – 40, в Чувашии – 26. Наиболее благоприятными годами по числу открывшихся школ были 1871 г. (открылось 32 школы), 1876 г. (27), 1870 г. (24), 1872 г. (19), 1875 и 1880 гг. (по 15). В 1880-х годах их число резко сокращается: в 1881 г. открылось 7 школ, 1882 г. – 13, 1883 и 1885 годах – по 5 и в 1884 г. – всего 4. Результаты многолетнего исследования данной темы мною были изложены во многочисленных публикациях и получили поддержку и одобрение научной общественности. Кстати, по тем же годовым отчетам И.Н. Ульянова и районных инспекторов мною подсчитано, что при нем в Симбирской губернии закрылось 164 школы. Причины закрытия были разные: отсутствие помещений, учителей и средств содержания, пожары, «воля учредителей» школ и т.д. Как отмечал сам И.Н. Ульянов в отчете за 10 лет (1869-1879 гг.), по числу школ Симбирская губерния в 1869 году занимала «не последнее место», но из 462 училищ только 89 бывших удельных и приходских школ (19% от общего числа) «были более или менее хорошо организованы, все же прочие школы или числились только на бумаге, или, если и существовали, то в самом жалком виде». Вот такое наследство досталось Илье Николаевичу Ульянову от Ивана Васильевича Вишневского. «С постепенным развитием училищного контроля, – писал Илья Николаевич в том же отчете, – число фиктивных школ стало постепенно сокращаться». «Но на месте закрываемых школ, как вполне справедливо отмечала М.И. Ульянова, вырастали новые, сплошь и рядом в таких волостях, где раньше школ вообще не существовало, и притом такие, которые стояли на более высоком уровне». Таким образом, нельзя согласиться с утверждением, что возвысили Ульянова только в годы советской власти. А как же тогда расценивать восторженные высказывания о нем задолго до советской власти писателя и общественного деятеля В.Н. Назарьева в целом ряде опубликованных очерков, а также и инспекторов К.М. Амосова и А.А. Красева, педагогов С.С. Медведева и А.И. Покровского, мирового посредника и судьи Н.А. Анненкова и других прогрессивных современников? Как же относиться к прекрасным отзывам о нем вышестоящего начальства, городской думы, местной печати и столичного журнала «Новь», к чинам и наградам за отличную службу? Как же иначе можно понимать оценку трудов и степень известности, высказанные на заседании Симбирской городской думы 24 января 1886 года председателем ее училищной комиссии А.И. Алатырцевым: «Педагогическая деятельность Ильи Николаевича известна всей России, а тем более городу Симбирску, где его неусыпной деятельностью при содействии городского управления дело народного образования получило самое широкое развитие»? Владимир Воробьев, краевед. Майна, Ульяновская область Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Спасибо!
Владимир Воробьёв – уважаемый краеведами краевед. Ему можно верить. А Марянин…
Спасибо Вам, Владимир Воробьёв. Вы правильно сделали, что ответили Марянину в официальной газете. На Ульпрессе этого Марянина только ленивый не критиковал и за предвзятость, и за необъективность. Он за уши притаскивает в своей статьефакты , лишь бы умалить значение И.Н. Ульянова. А со стороны всё белыми нитками шито: плохо ему, так как на карте нашей страны и нашего родного края есть ненавистная фамилия Ульянов!
Николай Марянин
Уважаемый краевед В.Воробьёв, несмотря на подробные цифровые выкладки, подтвердил главные цифры: принял Илья Николаевич 462 народных училища (по его первому отчёту), а сдал 434 (по последнему отчёту). То есть, за 16 лет число школ в Симбирской губернии сократилось. И закрывалось за эти годы больше школ, чем открывалось. Именно это я и утверждал.
Но главное, о чём я писал в своей статье, это то, что коллеги Ульянова – Вишневский и Ишерский, достигшие ещё больших успехов в развитии народного образования губернии, были преданы забвению, а часть их заслуг приписана Ультянову. Ишерский довёл число школ до более 1000, работал в этой должности 32 года -вдвое дольше Ульянова, и за эти заслуги достоин как минимум таких же почестей. Вот об этом краевед В.Воробьёв стыдливо умолчал, значит, тоже согласен с моими выводами.
Хи-хи-хи
Марянину ничего не остаётся, как оправдываться: а у нас, а у вас …. несерьёзно! Воробьёв пишет о школах, не оправдывающих себя, а потому закрытых. А вместо них открывались другие. Марянин и нынешнее руководство, которое оптимизирует образовательные учреждения, будет оценивать по количеству закрытых школ?
Воробьёву стыдиться нечего. Этого краеведа все знают как объективного исследователя, который никогда не метался между "выгодно" и "невыгодно", как некоторые.
Николай Марянин
Прежде чем хихикать, почитали бы лучше книгу В.Воробьёва "Очерки истории начальных народных школ Симбирской губернии". "Воробьёву стыдиться нечего. Этого краеведа все знают как объективного исследователя", – хихикаете вы. Тогда вот вам цитаты из книги Воробьёва:
1-я цитата: «Первым инспектором и директором народных школ Симбирской губернии стал И.Н.Ульянов».
Полное враньё!!! Ещё в 1860 году директором училищ нашего края был назначен И.Вишневский, который работал в этой должности 14 лет, в течение пяти из которых в его подчинении трудился инспектор Ульянов. И созданные к 1869 году 462 училища – это заслуга Вишневского.
2-я цитата: "По инициативе Ульянова открылась чувашская школа в Симбирске".
А заведующая Квартирой-музеем В.Ленина М.Субина даже сообщила в одной из местных газет, что Ульянов «помог получить образование первому чувашу-педагогу Ивану Яковлеву».
Опять враньё!!! В действительности И.Яковлев и стал гимназистом, и создал чувашскую школу, и поступил в университет исключительно благодаря поддержке И.Вишневского, который многие годы работал одновременно директором Симбирской мужской классической гимназии. Попечитель Казанского учебного округа П.Шестаков, направляя в 1870 году руководству Казанского университета ходатайство, писал: «Действительный статский советник Вишневский, доводя до моего сведения, просит о пособии Яковлеву в университет, как достойнейшему и как инородцу, достигшему собственными силами гимназического образования, для поощрения к этому других». В результате его и в университет приняли, и стипендию дали, что было тогда исключительным случаем.
В докладной записке на имя директора народных училищ Вишневского Яковлев изложил первую программу своей просветительской деятельности. А уезжая учиться в Казань, просил Ивана Васильевича поддержать чувашскую школу материально и морально. Осенью 1870 года в Симбирск с ревизией приехал Шестаков, и Вишневский представил ему чувашских учеников, объяснив идею Яковлева. Ознакомившись с положением школы, Шестаков вскоре исходатайствовал для неё постоянное денежное пособие из средств Министерства просвещения. Благодаря стараниям Вишневского, чувашская школа с 1871 года начала своё официальное существование.
3-я цитата: «История народного просвещения Симбирской губернии изучена довольно слабо и односторонне. Наиболее полно рассмотрена лишь деятельность И.Н.Ульянова».
А вот с этой цитатой я согласен.. Вот где кроется разгадка, почему его коллеги И.Вишневский и И.Ишерский практически вычеркнуты из памяти горожан. После революции по решению большевиков могилу почётного гражданина Симбирска И.Вишневского на Покровском кладбище вместе со многими сотнями других усопших сровняли с землёй, а на бывшем дворянском кладбище остался лишь надгробный памятник И.Ульянова. Даже в Ульяновской-Симбирской энциклопедии на хотя бы небольшую статью о Вишневском места не нашлось.
И Ивана Ишерского не называют выдающимся педагогом и просветителем, не ставят ему памятников, хотя он проработал инспектором и директором народных училищ 32 года – вдвое дольше Ульянова. При этом число школ при И.Ишерском к 1904 году выросло до 1099 – в 2,5 раза больше, чем в 1885-м! В заслугу И.Ульянову ставится создание за 11 лет директорства 7 образцовых сельских училищ губернии, которые открывались в собственных новых помещениях, оборудовались хорошей мебелью, лучшими учебниками и пособиями. А тот же И.Ишерский к 1904 году довёл количество образцовых училищ до 111, то есть в среднем открывал по 5-6 таких школ ежегодно.
Вам всё ещё не стыдно за Воробьёва? Или продолжите хихикать, как будто ничего не произошло?