Таков лозунг Александра Гукова, ульяновского автостопщика с пятилетним стажем.
Любой современный словарь даст определение автостопу: бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя.
– Но автостоп – это не халява, как многие считают, – объяснил Александр. – Фактически ты платишь водителю своим общением с ним, выполняешь функцию «живого радио». Лет пять назад я по работе был в командировке в Нижнем Новгороде, обстоятельства сложились так, что средств на обратный путь не было, пришлось идти на трассу и голосовать. Со стороны это, наверное, выглядело забавно – человек в костюме и с портфельчиком стоит на трассе и пытается остановить грузовик. Это первое путешествие оставило неизгладимый след в душе и просто заразило автостопом.
Первым автостопщиком в шутку называют Михаила Ломоносова, который совершил свое путешествие из Холмогор в Москву еще в XVIII веке. Большую популярность этот вид путешествия имел у хиппи, а позднее – и у панков, которые за неимением средств пользовались попутками, чтобы посмотреть мир или попасть на фестивали. С тех пор функции автостопа не изменились, но отношение к нему у каждого свое.
– Для кого-то это – спорт, для кого-то – возможность посмотреть страну, для меня это, прежде всего, – образ жизни, – продолжил рассказ путешественник. – Я выезжаю из Ульяновска и еду туда, куда хочу, вижу все изнутри, настоящим.
– Как должен быть экипирован автостопщик?
– Единственное требование – удобство. Самое главное – обувь, т.к. она должна выдержать длительные прогулки. Она должна быть удобной и прочной, кроссовок, например, иногда хватает на одну поездку. Для
меня оптимальная обувь – армейские ботинки, берцы, они универсальны, подходят под любое время года.
Днем необходимо выглядеть ярко, чтобы тебя было заметно на трассе. Ночью с той же целью лучше иметь белую одежду (правда, она за 20 минут становится серой) или жилет со светоотражающими полосами.
В рюкзаке должны быть документы, удостоверяющие личность. Соответственно, если ты собираешься ехать автостопом за границу, то необходим и загранпаспорт, т.к. никто не возьмет на себя ответственность перевозить пассажира без документов. Конечно же, необходима карта с проработанным маршрутом. Если в пути запланированы ночевки, то нужна палатка. А также минимальный комплект сменной одежды и источники света – фонарик либо свеча.
Стараюсь не брать ценных вещей. Если в дороге понадобятся деньги, то они первыми пойдут в ход. У меня для поездок есть старенький телефон и фотоаппарат, кстати, найденный мной где-то на трассе под Нижним Новгородом.
– В любом деле есть четкие рамки, за которые нельзя выходить…
– Да, есть. Если ты сел в машину, то полностью зависишь от воли водителя. Если водитель не курит, соответственно, не куришь и ты. Если ты хочешь есть, то ждешь, когда та же идея посетит водителя, и так далее. Иначе тебя могут не довезти до пункта назначения и высадить где-нибудь на трассе.
Мои принципы заключаются в следующем: я никогда не сяду в машину, если мне что-то не нравится, лучше подожду лишний час на трассе. Я никогда не сплю в машине, если еду с дальнобойщиками. Нет лучшего снотворного для водителя, чем рядом спящий человек.
– Автостоп – далеко не самый безопасный вид путешествия. Как относятся к твоему увлечению близкие?
– Ни одно путешествие не гарантирует вам стопроцентной безопасности. Поэтому я считаю, что оптимально ездить вдвоем, даже лучше, если эти двое – парень и девушка. Водитель скорее доверится компании с присутствием слабого пола, нежели двум парням. А вот девушка, путешествующая автостопом одна, по моему мнению, самоубийца. Родители сначала были против моего увлечения, но со временем привыкли к тому, что я не могу долго находиться на одном месте. Сейчас просто просят предупреждать, если я уезжаю. Хотя бывали и спонтанные поездки. Однажды я пошел в тапках за хлебом, приехал домой через месяц, но хлеб не забыл купить. А девушка моя реагирует спокойно, надеюсь, в будущем будет составлять мне компанию. В ближайшее время собираюсь посетить Лениногорск.
Эльмира Шайдуллина