Семья ульяновских архитекторов Елены и Александра Капитоновых подарила горожанам встречу с искусством советской и постсоветской эпохи ХХ века: выставка собранных этими коллекционерами произведений открылась в музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова.

Было в Ульяновске на излете прошлого века творческое объединение молодых художников-бунтарей под названием «Левый берег». Они творили не по канонам социалистического реализма, а так, как того требует душа, фантазия, чувство или придуманная концепция.

Капитоновы, давние поклонники прекрасного, тогда еще молодые супруги, с левобережцами легко нашли общий язык, подружились, и те дарили им свои картины. Музеи в то время андеграунд искусством не считали и, соответственно, не покупали. А Елена и Александр спонтанно и как бы играючи стали собирать то, что уже признается пластом художественной истории не только нашего города, но и российского искусства. Теперь музейщики завидуют Капитоновым белой завистью, и дело дошло до того, что они предложили им выставить свои сокровища не где-нибудь, а в солидном учреждении культуры.

Коллекция из работ Алексея Соколова, Рами-ля Идрисова, Сергея Маершина представлена самыми яркими произведениями художников, выявляющими их творческую индивидуальность. В них – опыты с темами, формами, стилями, фактурой. В эту художественную среду вполне органично вписываются эксперименты на листах и полотнах еще одного ульяновского художника – Нины Черноваловой. Она тоже дружит с Капитоновыми. Ее живописные и графические портреты Елены и Александра, семейные и поодиночке, отдают теплом и доброй иронией.

Неожиданностью, – но это только на первый взгляд, – можно считать появление в экспозиции работ двух сыновей самих коллекционеров. Капитоновы-младшие с детства питали интерес к живописи. Сейчас оба – студенты, будущие архитекторы, учатся в Самаре. Есть их первые опыты, вполне авангардистские, сделанные детской рукой, и студенческие рисунки с практики прошедшего лета: узнаваемые и трогательные деревянные домики с ажурным резным декором – уходящая натура старого Симбирска.

Увлечением семьи Капитоновых последних восьми лет стало декоративно-прикладное искусство 40-70-х годов ХХ века. Собранию мелкой пластики из фарфора тоже положил начало подарок. Известно, что в СССР фигурки балерин, спортсменов, пионеров, писателей, поэтов считались атрибутикой мещанства. Сейчас они представляют собой историческую и художественную ценность, поскольку многие скульптуры были сделаны по заготовкам известных советских ваятелей.

На открытии выставки Елена Капитонова призналась, что Александр и она никогда не думали, будто занимаются коллекционированием. Только сейчас, когда заведующая музеем современного изобразительного искусства Елена Сергеева «спровоцировала» эту выставку, оба поняли значение своего собирательства.