Карлинское как селение с самого начала своего существования – неотделимая часть города: появилось оно в 1649 году в результате строительства симбирской крепости и посада, а сейчас является частью Ульяновска.

Но если историю города писали, уточняли, добавляли или что-то убирали многие люди, то историей села Карлинского серьезно не занимался никто. При огромном числе печатных источников девятнадцатого столетия и архивных документов писать ее одно удовольствие. Я не претендую на то, что вот сейчас, прямо на глазах читателей, выложу историю села от корки до корки, до этого еще далеко, но первую ее страницу приоткрою. Может показаться странным, но историю села Карлинского я начну с… падения Казанского царства (Казанского ханства), так называлось оно и в XVI и в XVII столетиях. В октябре 1552 года пала его столица, и земли царства Казанского стали большой окраинной территорией государства Российского, где «началась хозяйственная деятельность Московского правительства… произведена была опись городам, слободам, пахотным землям и угодьям», на которых сначала робко, потом все более уверенно появляются первые русские – беглые крестьяне. Уверенность в заселении давали правительственные льготы, тем более что с самого начала свободных земель было предостаточно, и распрей с мордовскими, чувашскими и татарскими местными жителями из-за нее не было: «Мордва… занимала луговые пространства… между дубовыми и липовыми рощами… Чуваши жили в более глухих лесных местностях…». У мордвы и чувашей «промыслы бортный и звероловный были более удобны… и пользовались большей симпатией… чем хлебопашество». Вслед за беглыми крестьянами – к захвату земель «устремляются разные служилые люди», так как правительство «поспешило раздачей земель» всем, кто укреплял власть на государевой или военной службе. Они получали в оклад за службу вотчины и поместья, и вскоре началась передача в их собственность не только русских, но и чувашских и мордовских деревень с землями и крестьянами.

С этого начался постепенный исход из обоснованной уже земли сначала отдельными семьями, а потом и целыми деревнями. Бежали и русские, и чуваши, и мордва на южные земли бывшего Казанского царства, давшие им новое пристанище. Появляется много новых деревень и даже крупных сел, которые расположились по рекам Свияге, левом ее притоке Карле и правом Кияне, а также рядом с Тетюшами на берегу Волги. Многие из них, такие, как Пролей-Каша, Федоровское, существуют и по сей день.

От набегов ногайцев (ногаев).

кочевых племен южных степей и своих русских «воровских шаек» к западу от Тетюш до места впадения в Свиягу реки Карлы были устроены отдельные засеки в Федоровском лесу, а также небольшие крепости – остроги на ровных местах. Укрепления эти переходят на левый берег Свияги и идут вдоль южного берега Карлы до Алатыря. Получила эта укрепленная, малоизвестная широкому кругу читателей, линия название Карлинской. Здесь же образуется крупное военное поселение под названием Карлинская слобода, а чуть южнее, на реке Кияне, еще одно.

Московское правительство начинает понимать, что отдельными мерами защитить охранные земли нельзя, и начинает в продолжение ранее построенной юго-западной сторожевой черты возводить от Саранска на северо-восток ее продолжение, впоследствие получившей название Синбирской, а конечная ее крепость стала именоваться Синбирском. «Назначение вновь построенной Симбирской черты состояло в наблюдении… сторожевых воевод… за тем, «чтоб воинские люди к Симбирску их… черта на русские и на мордовские деревни безвестно не пришли и дурна какого не учинили и… людей не повыбивали… и в полон не поймали».

Построен был Симбирск по всем правилам военного искусства того времени, от него начиналась укрепленная черта, и «для заселения этих укреплений воинскими людьми… все население… большого села Федоровского, вместе с жителями поселений… переведено было на Симбирскую черту. Все военное население Килнинского острожка вместе с полковыми казаками Карлинской слободы переселено было также на Симбирскую черту… Из Тетюш… переведены были в 1649 году 50 человек днепровских казаков… В этом же году из Лаишева переведено было 40 человек конных казаков в… слободу Лебяжью (ныне Лаишевка)… из города Арска… переведены были… в конные казаки 50 человек… в Юшанск, вблизи которого они основали Арскую слободу». Не вызывает сомнений, что «военное население Килнинского острожка вместе с полковыми казаками Карлинской слободы», переведенные на Симбирскую черту, и дали начало Карлинской слободы на реке Свияге. В подтверждение этого говорят многие документы: «Давыдка Кононов – пятидесятник конных казаков, в 1667 году продал овчину в Симбирск. Сам из Карлинской слободы». Ниже мы приведем еще одни аналогичный документ, а сейчас прямое документальное указание того, что из федоровских переведенцев была основана Сельдинская слобода: «Еремка Васильев – прибран (нанят на работу) вновь в 1653-54 гг. в Сельдинскую слободу к федоровским переведенцам».

Переведенцы, обосновавшись на новом месте, не выжидали неприятеля за стенами Куралова городка, а вели активную дозорную и караульную службу по Симбирской и по Карсунской черте. Не отсюда ли появление еще двух селений с одним названием: село Карлинское (Сенгилеевский уезд) и Урено-Карлинское (Карсунский уезд)?

Куралов городок – самое начальное название поселения казаков. От городка, т.е. от крепостных сооружений, до наших дней не осталось никаких следов. Но почему городок Куралов? Карлинское понятно, а что означает «Куралов»? Может, это трансформация «Караульного» городка? Редко, но тем не менее встречается еще одна форма названия: «Куралова слобода» и совсем уж редко просто «Кухарево». Иногда в документах встречаются одновременно и несколько названий: «Тимошка Моисеев – торговец из Кураловской слободы в 1667 г. продал 5 бочек», а вот «Семка Петров сын – кузнец до 1654 г. в Кураловом городке»… жил.

Один из документов всего лишь в несколько строк прямо показывает происхождение еще одного пригородного селения: «Акилина (Аку-лина) Любимова жена Дементьева сына Мякишева – вдова синбирянка, в 1678 году в селе Протопоповка на р. Карле имела 4 двора». Что еще надобно-то? Возможно, Протоповка на Свияге появилась благодаря Протопоповке, что на реке Карле?

Ни село, ни город не считаются таковыми, если в них нет церкви: так первая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы «в Куралове слободе» была построена в 1652 году.

Вознамерившись приоткрыть первую страничку истории Карлинского, я это сделала для нескольких пригородных сел сразу, т.к. невозможно упоминать об одном, не говоря о других, ибо и Тетюшское, и Арское, и Лаишевка, и Карлинское, и Сельдь, и Протопоповка фактически появились в одно время и в результате одних и тех же событий. В дальнейшем у каждого села будет своя история.

Елена Платонова, учитель истории, с. Карлинское

Источники:

– Книга строельная города Симбирска. Симбирск, 1897.

– Опись городу Синбирску и его уезду в 1678 году. Симбирск, 1902.

– Зерцалов А.Н. Материалы для истории Симбирска и его уезда. Симбирск, 1896.

– Мартынов П.Л. Материалы исторические и юридические… 1904.

– Перетяткович Г. Поволжье в XVH и начале XVIII века. Одесса, 1882.

– Христофоров И.Я. О старинных рукописях в Симбирской Карамзинской библиотеке… 1891.