Корреспондент «Вестника» побывал на областной станции юных натуралистов. Там животные учат больших и маленьких людей настоящей, человеческой любви.

Утомленные отоплением

В «офисе» клуба «Бином» натоплено жарко. В стеклянных коробках застыли рептилии. Некоторые распластались в миниатюрных бассейнах. Калачиком свернулся питон. Рядом с ним стоит обогреватель – змей простудился, пока отопления не было. У него ренит, стоматит и подозрение на воспаление легких.

За столом сидит педагог. Лидию Резникову при таких температурах тоже разморило. Она – ветеран станции, работает здесь вот уже 22 года. Раньше заведовала другими животными, но из-за аллергии на шерсть перешла к тем, кто покрыт чешуей. Лидия Павловна рассказывает мне про агрессивных черепашек, которые вырастают и кусают хозяев за руку (а на родине, в Америке, панцероносные рептилии могут вымахать до полуметра и нападать на пловцов). Про королевских змеек, красивых и ничуть не агрессивных. Про добродушного полоза Рыжика – дети любят повязывать его на шею вместо галстука и фотографироваться. Про лучистых змей, которые на солнце переливаются всеми цветами радуги, а при комнатном освещении – кофейного цвета.

Все эти существа не ядовиты, не опасны. Дети за ними ухаживают, некоторых опрыскивают водой. Рептилии питаются тараканами, коих им поставляет соседний энтомологический клуб. Игуана не брезгует ромашками. Лидия Павловна отмечает: сейчас дети совершенно перестали бояться ящериц и змей.

— Одна девочка приходит и говорит: «Обожаю змей! Можно, я ее поцелую?» Я говорю, что целовать не надо, негигиенично это. Вот какие чувства испытывают! А раньше, бывало, черепашек опасались, — рассказывает педагог.

– В последнее время стало модно разводить рептилий в домашних условиях. Люди покупают, а потом не знают, что с ними делать. Приносят сюда. А куда их денешь?! – жалуется Лидия Павловна.

Жизнь насекомых

Прелестное местечко – резиденция клуба «Махаон». Две смешливые девчонки, Валя и Настя, протирают стекла «витрин», за которыми кишит биомасса всевозможных экзотических жуков, тараканов, сверчков, палочников, огромных мохнатых пауков размером с руку взрослого мужчины. Есть скорпион. На стене висят гербарии – различные коллекции бабочек. Рядом – карта Ульяновской области, где отмечены места стоянок юных энтомологов. Летом они ходят в походы, собирают материал, из которого затем создают наглядные пособия для школ. Такого разнообразия видов, как на юннатской станции, нет не то что в школах, в университетах города!

Данила Плотников учится в 11-м классе 33-й гимназии. С чувством, с толком, с расстановкой рассказывает о своей деятельности, о том, как пришел сюда в пятом классе да с тех пор и остался. Он и его товарищи пишут научные работы, выступают на олимпиадах, российских и международных конкурсах. Занимают призовые места. Были прецеденты – воспитанники «Махаона» поступали в вузы без экзаменов. Два бывших юнната сейчас в аспирантуре, один уже в нынешнем году станет кандидатом наук.

— В 1994 году, — рассказывает педагог Вера Исаева, — попытались разводить местную фауну. Но средневолжские насекомые, как оказалось, без зимней спячки обойтись не могли, поэтому от идеи пришлось отказаться. К счастью, случился в нашем городе сердобольный немец с экспедицией, он пожертвовал «Махаону» первые экзотические экземпляры. Заморским насекомым спячка не нужна, смена поколений идет круглый год. Первых обменяли в Москве и Самаре на другие виды, потом появились третьи – коллекция постепенно расширялась и в конце концов стала довольно представительной.

Она пополняется членистоногими, которых сдают на станцию нерадивые частные владельцы.

— Мальчик, года 23 ему, завел паука, а чем кормить, не знает. Испугался, что погибнет, принес сюда, — говорит педагог.

Вера Борисовна мечтает об огромных тропических бабочках, размах крыльев которых достигает 25 см. Уже знает, где их взять, но есть неразрешимая пока проблема – для них нужен инсектарий размером с комнату, в которой ютятся питомцы и воспитанники «Махаона».

Ласковые и нежные звери

Куда приятнее для зрения (хотя, надо сказать, не для обоняния) обитатели клеток клуба декоративных домашних животных. Здесь обитают кролики, морские свинки разных пород и окрасов, декоративные крысы, мыши, песчанки, шиншиллы.

Пока мы разговариваем с молодой наставницей Ксенией Силантьевой, вокруг нас собрались воспитанницы. Сюда ходят, в основном, девочки в силу пушистости местных обитателей. Хотя, говорят, мальчики тоже есть. Ребята учатся ухаживать за животными, составляют рацион кормления, проводят элементарные исследовательские и опытные работы – по кормлению, температурному содержанию и простейшей дрессировке. Крыс можно легко приучить к определенному времени кормления, заставить откликаться на свое имя, преодолевать препятствия, проходить лабиринты.

Один из самых интересных персонажей – сладкая парочка шиншилл. На одном квадратном сантиметре тела этих зверьков может быть до двух с половиной тысяч волосков. На одной волосяной луковице вырастает не один волос, а около шестидесяти. В семье шиншилл месяц назад случилось прибавление, это был редкий случай, когда родилось сразу два зверька, правда, один из них, к сожалению, не выжил, зато второй растет, успешно набирает вес, уже самостоятельно кушает.

Недавно появилось нечто необычное – зверек по имени дегу, которого вряд ли кто-то из наших читателей видел хоть раз в жизни, – это кустарниковая крыса, очень общительное, разговорчивое создание. Издает большую гамму звуков. Любит, чтобы с ней общались.

— Подходишь к клетке, она подбегает к тебе поближе, начинает пищать, — говорит Ксения Владимировна. — Очень дружелюбный зверек, хотя и дикий. Живет в Южной Америке, в Андах.

У каждой воспитанницы, конечно, есть свои любимчики. Про крохотных монгольских песчанок рассказывает нам такая же крохотная Настя из пятого класса школы №8:

— Они обитают в Монголии, мне нравятся, потому что постоянно что-то делают, суетятся, бегают, прыгают. (Правда, во время интервью мышки тихонько сидели в углу. – Прим.Авт.). Интересны тем, что создают пару на всю жизнь и в дальнейшем вместе воспитывают своих малышей.

Таким образом, благодаря животным юное поколение воспринимает и усваивает правильные жизненные установки.

Птичек жалко

В специальном вольере стоит птичий гам. В клетках томятся красивые и гордые пернатые хищники. Неясыть, канюк, орел-могильник, черный коршун, орлан-белохвост. Все это – обитатели Ульяновской области, многие занесены в Красную книгу России. На юннатскую станцию их принесли, чтобы спасти. Птиц сбивают ночью автомобили, по ним стреляют из пневматики и огнестрельного оружия (хотя охота запрещена, да и бессмысленна – мясо ценности не представляет). Если есть возможность, пернатых лечат здесь (этим занимается Михаил Шашкин), если нет – отвозят в Димитровград, где есть все необходимое ветеринарное оборудование. По возможности стараются отпускать птиц на волю. К сожалению, большинство тех, кто находится сейчас в вольере, уже не смогут выжить в условиях дикой природы. А длина квартиры орлана-белохвоста ненамного превышает размах его крыльев, который составляет более двух метров… Кстати, наш ульяновский орлан – ближайший «родственник» белоголового орлана, который обитает в том числе на гербе США. Прототип российского орла на юннатской станции тоже есть – это орел-могильник, правда, голова у него одна.

Для справки

Рассказывает заместитель директора станции Татьяна Бучарова:

— Областная станция юных натуралистов – одно из старейших учреждений дополнительного образования Ульяновской области. Создана 15 марта 1941 года – за три месяца до начала Великой Отечественной войны. Тогда дети, занимаясь в кружках, зарабатывали для своих семей трудодни. В то время наши кружки были только сельскохозяйст- венной направленности: разводили огуречные, томатные, табачные, свекольные, луковые культуры.

После войны директором станции стал ученый, преподаватель УГПИ Апраксин. Он начал развивать и натуралистическую исследовательскую деятельность. В 1962 году станция переехала на свое нынешнее место — на улицу Октябрьская, 42. Здесь находился плодопитомник детского дома. Наши юннаты вместе с педагогами выкорчевывали старые плодовые деревья.

Сейчас на станции порядка 171 группы воспитанников, в которых занимаются более 1700 юннатов. Работает высокопрофессиональный, творческий коллектив педагогов. Они делают занятия наших юннатов очень интересными. Педагог дополнительного образования занимается тем, что ему интересно. Пытается увлечь этим своих воспитанников — энтомологией, орнитологией, акварюмистикой.

Юннаты часто выбирают профессию, которая созвучна той деятельности, которой они занимались здесь. Становятся и учителями, и флористами-дизайнерами, и профессиональными орнитологами, энтомологами.

Станция является победителем II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования в номинации «Станции». Три наших педагога привезли «Хрустальный ключ» — главный приз конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», аналог «Хрустального пеликана» у учителей школ. Пока только мы имеем такие награды в Ульяновске. Участниками, призерами и победителями различных конкурсов становятся и наши воспитанники.

О станции идет хорошая молва в городе, очень приятно, что она ширится. Мамы и папы приводят своих ребяток, начиная с младшешкольного возраста. Нас это очень радует.

Взрослые могут заказать экскурсию (от 10 человек) по телефону 48–57–96.

Автор благодарит Александра Яшина, руководителя фотоклуба «Гринкор» при областной станции юных натуралистов, за помощь в подготовке материала.