В соответствии с действующим законодательством, а также ввиду отсутствия приборов учета и необходимости соблюдения законных интересов всех участников рынка коммунальных услуг: ресурсоснабжающих организаций и организаций-потребителей, представляющих население (ТСЖ, управляющие компании или иные объединения), пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг является одним из важных вопросов тарифообразования.

Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса регулируются отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и управляющими компаниями по поставке и потреблению тепловой энергии.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В целях реализации указанной статьи Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 введены в действие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, Постановлением от 23.05.2006 №307 введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

С вводом в действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ №307) значение норматива потребления тепловой энергии утратило свое первостепенное значение, так как в конце года оплата за потребленную тепловую энергию должна корректироваться под фактическое потребление, определенное либо по показаниям коллективного прибора учета, либо, при его отсутствии, расчетным путем.

В Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета. Эта норма составляет 0,19 Гкал на кв. м отапливаемой площади жилых помещений в год.

Следует отметить, что указанный норматив потребления тепловой энергии был установлен до введения в действие Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которым установлена методика расчета нормативов потребления коммунальных услуг и, в частности, услуг по отоплению площадей жилых помещений, не имеющих приборов учета. В Постановлении №306 указано следующее:

– для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить или рассчитать по приведенной методике;

– срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет;

– основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

– нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные инструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Проанализировав действующий в г. Ульяновске норматив на потребление тепловой энергии на отопление площадей жилых помещений, не имеющих приборов учета, на предмет его соответствия критериям, установленным Постановлением Правительства РФ №306, можно сделать вывод, что в Ульяновске действовал единый усредненный норматив на потребление тепловой энергии на отопление жилых помещений, что противоречит п.10.части II Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (Постановление №306).

Для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:

– метод аналогов;

– экспертный метод;

– расчетный метод.

Следует отметить, что в г. Ульяновске определение норматива потребления тепловой энергии методом аналогов или экспертным методом невозможно. И тот и другой методы рассчитаны на наличие стационарных приборов учета у достаточного количества многоквартирных или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.

В настоящее время в г. Ульяновске эти условия невыполнимы из-за недостаточности стационарных приборов учета (14,67% от общего количества домов с централизованным отоплением). Переносные приборы в данном случае технически не могут быть применимы. Кроме того, при применении метода аналогов или экспертного метода необходимо соблюдение ряда процедур и условий. В частности, необходимо регулярное ведение журналов учета потребления тепловой энергии, перед проведением замеров не должны проводиться ремонтные работы, отобранные для определения нормативов типичные объекты не должны содержать подключенных к общему вводу нежилых помещений без приборов учета.

В связи с этим, нормативы потребления коммунальных услуг были определены расчетным методом на основании обращений ресурсоснабжающих предприятий города. При расчете была использована экспертиза в ООО «ЭКЦ» (г. Самара), информация, представленная Государственным учреждением «Ульяновский областной центр по гидрометерологии и мониторингу окружающей среды», социологического опроса по количеству помывок населения города.

Мониторинг нормативов потребления услуг отопления по Приволжскому федеральному округу показал, что норматив в г. Ульяновске (0,0166 Гкал/кв.м) является одним из самых низких нормативов потребления коммунальной услуги в Приволжском федеральном округе (общероссийский информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве» январь-март 2009 г.).

Так, например норматив потребления потребления коммунальной услуги в Пензенской области составляет 0,0256 Гкал/кв.м, а в Самарской области – 0,0187 Гкал/кв.м.

В Приволжском федеральном округе нормативы на услуги отопления пересмотрены в соответствии с Правилами №306 в Нижнем Новгороде, Пензе, Казане, Набережных Челнах, Тольятти.

С целью исключения элемента коррупциогенности расчет нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению для потребителей муниципального образования «город Ульяновск», проживающих в многоквартирных домах или жилых домах, при отсутствии приборов учета был направлен в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области, Комитет ЖКХ и энергетики города и Жилищную инспекцию. Указанный расчет также обсуждался на рабочих совещаниях Экспертного совета при комитете, рабочем совещании «По вопросу пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг» с управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК города и был представлен на сайте Городского комитета по регулированию цен и тарифов.

Растущая разница между объемом оплачиваемой населением тепловой энергии по действующему нормативу и фактическим объемом потребляемой тепловой энергией управляющими организациями города говорит о заниженном размере норматива отопления.

Следует отметить, что порядок расчетов населению за услуги по отоплению, при отсутствии индивидуальных приборов учета, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление от 23.05.2006. №307), предусматривает ежегодную корректировку размера оплаты за отопление под фактическое потребление этих услуг, которое рассчитывается в соответствии с показаниями коллективных приборов учета, либо, при их отсутствии, определяется энергоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ (п. 21, 23, 25 Постановления №307). Так как часовая нагрузка по потребителям находится в интервале от 33,8 Ккал в час на 1 кв. м до 149,4 Ккал в час на 1 кв. м. установление единого норматива на потребление тепловой энергии, что имеет место в г. Ульяновске, приводит к тому, что в конце года при корректировке платежей под фактический объем теплопотребления, те потребители, в домах которых часовая тепловая нагрузка выше средней по городу, должны будут единовременно выплатить достаточно большую сумму. Это может усугубить социальную обстановку в городе.

Кроме того, занижение норматива потребления тепловой энергии на отопление для жилых помещений в г. Ульяновске создает в течение года неоправданно высокий кассовый разрыв. Негативные последствия этого сказываются, прежде всего, на проведении ремонтных компаний, что выражается в увеличении сроков проведения ремонтов, в удорожании ремонтов за счет необходимости привлечения заемных средств и т. д..

Главой города принято решение о выделении бюджетных субсидий в целях реализации мер социальной поддержки населения, усиления адресной социальной поддержки населения, снижения доли населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума, повышения эффективности социального обслуживания населения, а также улучшения положения граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов.

Социальная поддержка из бюджета уже существует в Пензе, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Марий Эл.