Депутаты Госдумы считают необходимым запретить продажу сигарет и пива в уличных киосках. По мнению парламентариев, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия. Не лучше обстоят дела и с табаком – доля курильщиков среди населения России составляет выше 40%. Это 59 миллионов человек. К тому же, в среднем каждый курильщик покупает 285 пачек в год и выкуривает 15 сигарет в день. Согласно статистическим данным, постоянно курят 64% российских мужчин и 20% женщин. Причем наиболее активными курильщиками в России являются подростки в возрасте от 10 до 19 лет регулярно курят 65% процентов юношей и девушек. Эксперты утверждают – введение такого законодательного запрета означает неизбежную смерть киосков.

В Ульяновске война с ларьками ведется уже давно и с переменным успехом. Мэр Сергей Ермаков неоднократно признавался, что крайне сложно взять и закрыть киоск: “Сразу же начинаются суды, предприниматели начинают кричать, что у них земля, у них семья, что их права ущемляют”.

Ульяновский губернатор Сергей Морозов считает, что речь идет о каком-то поистине ульяновском феномене. “Только у нас стоят такие курятники на курьих ножках”, – утверждает глава региона. Морозов не раз говорил о том, что предприниматели часто ставят рядом с киосками неприглядные холодильники для хранения прохладительных напитков. В результате – страдает облик города. По его мнению, если владельцам киосков не хватает площади для торговли, о выход у них один – строить магазин.

Между тем, борьба местных властей с ларьками всегда встречается с ожесточенным противодействием бизнес-сообщества. Предприниматели заявляют, что чиновники, ратующие за снос киосков, тем самым бросают булыжник в огород малому бизнесу.

Один из ульяновских предпринимателей, пожелавший сохранить инкогнито, в интервью “Улпрессе” рассказал о том, что в настоящее время держать киоски в городе стало крайне сложно. “Власти относятся к нам как к нелюбимому ребенку. Если мы начинаем что-то говорить о своих правах, на нас тут же насылают всевозможные проверки. Но мы же выполняем и социальную функцию – обслуживаем граждан. Например, отдельные категории товаров в киосках дешевле, чем в магазинах”, – пояснил собеседник “Улпрессы”. По его словам, если взять и закрыть все киоски, то на улице в одночасье окажется множество людей. К тому же, говорит предприниматель, далеко не каждому хочется заходить за пачкой сигарет в супермаркет и отстаивать там длинную очередь.

Представители общественности в свою очередь утверждают, что уличные ларьки – это рудимент, от которого необходимо избавляться по ряду объективных причин. По мнению уполномоченного по правам детей в Ульяновской области Константина Долинина, неприглядные уличные ларьки живут преимущественно за счет того, что продают пиво, слабоалкогольные коктейли и сигареты. “Киоски – это самые настоящие рассадники разврата. Ни для кого не секрет, что очень часто киоскеры свободно продают несовершеннолетним и сигареты, и алкоголь. В погоне за прибылью в паспорт подросткам никто не заглядывает”, – заявил “Улпрессе” г-н Долинин. По его словам, от “этого архаизма давно пора избавляться”.

“Лично я не понимаю, кого защищает г-н Сага (председатель регионального отделения общероссийской общественной организации ОПОРА России. – “Улпресса”). Людям известно, что когда мы говорим о киосках, то ни о каком качестве не может идти и речи. Зачастую там царит антисанитария. Хранить товар негде. В ларьке даже продавцу приходится стоять на одной ноге!”. По словам собеседника “Улпрессы”, разговоры о том, что в киосках ниже цены, не имеют под собой реальных оснований. “Это вранье! Всем давно известно, что в супермаркетах нет таких наценок”, – говорит Константин Долинин.

По мнению аналитика инвестиционной компании “Финам” Сергея Фильченкова, за счет низких инвестиций в открытие киоски являются базой для развития малого бизнеса, создавая десятки тысяч рабочих мест.

“Наверное, ликвидация киосков сейчас будет серьезным негативом как для качества жизни населения (у многих рядом с домом просто не останется доступных торговых точек, работающих в круглосуточном режиме), так и для экономики страны (снижение товарооборота, рост безработицы)”, – сказал “Улпрессе” Сергей Фильченков. Он также отметил, что у киосков есть много недостатков – это в значительной степени серый бизнес. “Однако в серой зоне его заставляет оставаться бюрократическое давление. При создании нормальных условий этот сегмент розничной торговли может быстро “обелиться””, – заключил собеседник.

Между тем, сегодня, наверное, практически каждый становился свидетелем такой картины: когда в праздничные дни в регионе объявляется официальный запрет на продажу спиртного, у ларьков выстраиваются длинные очереди. Для них такие дни – золотая жила. Очевидно, что в последнее время торговые сети активно вытесняют уличных торговцев. Потому всем и надо ответить на один вопрос: а есть ли смысл сражаться за этот архаизм?

Михаил Белый