Прежде чем перейти к сути, расскажу анекдот. Сидит девушка на скамейке, держит в руках книгу «Алгебра». Подсаживается к ней панк, смотрит на название и говорит: «А, знаю! Ее убьют в конце!»

Неподготовленному читателю/зрителю/слушателю трудно самостоятельно воспринять сложное произведение. Хорошо, когда есть люди, которые помогут ему приобщиться к высокому искусству. Так, недавно состоялось заседание литературного клуба «Андеграунд», где все заинтересованные обсудили шедевр культового английского писателя Оскара Уайльда «Саломея».

Это было похоже на урок литературы. Только кроме школьников в аудитории находились представители разных возрастов – от 16 до едва ли не 30. Попасть сюда мог каждый желающий, нужно было только соблюсти одно условие: прочитать текст. Как в школе. За незнание содержания двоек не поставят – просто не пустят.

Вел «урок» наш давний знакомец Павел Солдатов. Он получает образование учителя литературы, поэтому проведение подобных мероприятий – его профессиональная стихия. Впрочем, присутствующие в зале не делились на «наставников» и «учеников» — каждый имел равное право голоса.

Почему именно «Саломея» стала предметом обсуждения в литературном клубе с таким громким названием? Сейчас это произведение вполне доступно, а сто с лишним лет назад, когда одноактная пьеса появилась на свет, ее запретили к постановке. Творчество Уайльда постоянно находилось под прессом поборников морали и нравственности. Он был слишком умен, слишком талантлив, слишком смел. Писатель обладал безупречным вкусом. Это касалось его манеры речи, поведения, манеры одеваться, литературного стиля. Являясь воплощением эстетства, сам он преклонялся перед красотой. «Не бывает плохих или хороших книг, бывают книги, плохо или хорошо написанные», — говорил Оскар Фингал (ударение на «и») Уайльд. Этот постулат он, к несчастью, воплотил в реальность, и это касалось не только литературы. Преклонение перед красотой, пусть и противоестественное, сгубило ярчайшего представителя декаданса прошлого столетия. Знаменитый писатель был осужден за содомию, вследствие чего провел несколько лет в заточении. Но это было уже после «Саломеи».

Одноактная пьеса – переложение евангелического сюжета об усекновении главы Иоанна Крестителя. Уайльд не старался соответствовать тексту Нового Завета, в его произведении Саломея попросила голову пророка, поскольку была страстно влюблена в святого красавца (как описывает Иоанна Уайльд) и желала поцеловать его в губы. Увы, иными другими способами сделать это было невозможно. Предтеча проклял падчерицу царя Ирода. Последний также был влюблен в Саломею, и не смог отказать ее страшному желанию. Выполнив обещание, Ирод повелел солдатам задавить красавицу щитами. Как говорится, красота – страшная сила, вот и в пьесе она сгубила не одну душу. В общем, (почти) все умерли.

Подробности обсуждались участниками заседания клуба «Андеграунд». Дискуссия была живой, бурной, обстоятельной. Сопровождалась выступлением музыкантов и танцовщицы, чей танец с претензией на эротичность помог присутствующим глубже погрузиться в атмосферу произведения. Если книга по каким-то непонятным причинам не всех смогла задеть за живое, то обсуждение и хореографически-звуковое сопровождение не оставило равнодушным никого.

В следующий раз Павел Солдатов предлагает нам обсудить лирику Джеймса Дугласа Моррисона, поэта и музыканта, лидера группы «The DOORS» и соседа Оскара нашего Уай- льда по Пер-Лашез. Стихи и дополнительную информацию о месте и времени действия ты можешь найти в группе литературного клуба «В Контакте». Приходи, будет интересно.