В последнее время в региональных СМИ активно обсуждается тема информационной активности ключевых региональных политических фигур.

Не вызывает сомнения, что информационная активность – важнейшая составляющая часть деятельности любого политика. А вот попытки посредством рейтинга обозначить прямую зависимость между информационной активностью политика и результатами его деятельности выглядят искусственно. В подобного рода рейтингах всегда полно лукавства и мало информации для размышления. Основанные на количественных оценках, они просто вводят политиков в заблуждение, не позволяя реально увидеть и оценить себя и своё место в политическом пространстве.

Даже высочайший уровень информационной активности не помог избежать краха ни Ульяновскому губернатору Юрию Горячеву, ни сменившему его Владимиру Шаманову. Итог вполне закономерный для ситуации, когда народ требовал хлеба, а ему предлагали зрелища. Негативные последствия влечёт для политиков и стремление сделать свою точку зрения доминирующей, перекрыв, либо ограничив возможности для выражения иных мнений.

Любые попытки сузить информационное пространство, монополизировать право на истину оборачиваются тем, что население перестаёт верить официальным СМИ и обращается к иным источникам информации – которые присутствуют везде, где есть среда общения. В семье, в кругу друзей, в университете, в трудовых коллективах, в очередях в поликлинику, на общественном транспорте – так называемой второй информационной среде. В результате происходит подмена информационных потоков. Вторая информационная среда становится первой. А первая – второй. Понятно, что информация, построенная на домыслах, версиях, слухах и предположениях далека от истины, но зато с лихвой восполняет информационный дефицит и всегда даёт исчерпывающий ответ на любые вопросы, включая и традиционные российские: кто виноват, и что делать?

Периодические таинственные исчезновения бывшего Ульяновского губернатора Юрия Горячева, замалчиваемые официальной прессой, в «кухонной» среде всегда получали объяснения, своей правдоподобностью не вызывавшие и тени сомнения.

Вторая информационная среда обладает колоссальнейшими возможностями подтачивать устои любой власти. Особенно той, которая пренебрегает данным феноменом и уповает на своё информационное превосходство. Ключевую роль она сыграла и в крахе КПСС. Пропасть между тем, что провозглашалось лидерами партии и реальной жизнью стала такой, что официальной информации просто перестали доверять. Как бы в ответ на массированное информационное воздействие массы стали вырабатывать свою скрытую идеологию. Результат хорошо известен – сегодня мы живём в другой стране.

Несмотря на слабую изученность процессов функционирования альтернативной информационной среды, без попыток её использования не обходится ни одна избирательная кампания. Однако обратить её возможности себе на пользу дано не каждому.

В современной России, пожалуй, можно выделить только двух политиков в достаточной степени освоивших механизм взаимодействия с этой средой – премьера Владимира Путина и лидера либерал-демократов Владимира Жириновского. Первому это позволяет на протяжении почти десятка лет оставаться лидером общественного мнения страны. Второму – сохранять политическую выживаемость. На региональном уровне это отчасти удаётся только губернатору Сергею Морозову.

С развитием Интернета альтернативная информационная среда обрела колоссальные возможности и превратилась в фактор, игнорирование которого может дорого обойтись любому политику. Обращает на себя внимание, что на федеральном уровне к данной теме существует более заинтересованное, чем в регионах внимание и отношение. Президент Дмитрий Медведев не раз подчёркивал, что развитие Интернета делает абсолютно бесперспективными любые попытки сокрытия информации, либо ограничения доступа к ней.

Свернув общественный диалог по обсуждению нового порядка избрания главы города Ульяновска и предприняв попытку закрепить свою формальную победу массированной информационной кампанией, думское большинство добилось результата, способного обернуться в будущем для них большой головной болью. Выдавив обсуждение данной темы во вторую информационную среду, они фактически лишили себя возможности влиять на данный процесс Не приходится сомневаться, что за оставшиеся пять предвыборных месяцев эта тема как молодое вино будет бродить, обрастая слухами и домыслами: кому это выгодно, в чьих интересах реализуется и чем всё это грозит простому горожанину.

К выборам в марте 2010 года подавляющая часть избирателей если ещё и не определится со своей позицией, то, во всяком случае, уж точно будет в курсе того, что затевается нечто неладное и непонятное. А всё непонятное и настораживающее обычно отторгается.

Настроения такого рода всегда прекрасный материал для избирательных кампаний. В силу внутренней структуры и характера этих настроений их сложно использовать в интересах раскрутки кандидатов. Это требует особых навыков и профессионализма. Зато в целях организации противодействия они чрезвычайно эффективны. Объединять людей «ПРОТИВ», всегда легче, чем «ЗА».

Деструктивный потенциал такого рода настроений таков, что способен при грамотной подсказке и умелом направляющем воздействии обрушить рейтинг любого кандидата, воспринимаемого основной массой избирателей в качестве представителя определённых властных структур или финансово-промышленных групп.

Следует иметь в виду и тот факт, что весенние выборы имеют шанс стать первой региональной избирательной кампанией, существенную роль в которой будет призван сыграть Интернет. Число его пользователей в Ульяновске существенно превысило 10% населения. Исходя из сложившейся мировой практики, можно констатировать, что достигнут уровень, позволяющий использовать Интернет в качестве действенного инструмента избирательных технологий.

О том, насколько наши политики способны всё это учитывать, принимать во внимание и реализовывать, нам предстоит узнать по итогам будущих выборов.

Николай Васин

политолог