История

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков был объявлен государственным праздником. Он отмечался до 1917 года. В нынешнее время непосредственной причиной «реанимации» даты стала отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года. Мысль отмечать 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус парламентской инициативы. На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

Дата 4 ноября – один из праздников новой России, к которым наши соотечественники еще не могут привыкнуть. А что самое обидное – запомнить их историю. Понятно, что, когда новые красные дни календаря появляются как грибы после дождя, запутаться в них несложно. Но знать ключевые даты прошлого своей страны обязан любой уважающий себя гражданин.

Однако при беглом опросе редкие ульяновцы смогли вспомнить верное название праздника. Большинство выдавали «гибриды» Дня народного единства, Дня примирения и согласия и Дня весны и труда… Некоторые отмечали, что дата как-то связана с Мининым и Пожарским. Те, что помоложе, готовы были задним числом назначить на 4 ноября Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

– Корни праздника уходят в далекий XVII век, – проводит ликбез для невежд доцент кафедры истории УлГУ кандидат исторических наук Юрий Михайлов. – Это было “Смутное время”, молодому русскому централизованному государству приходилось нелегко. Началась польско-шведская интервенция. В России практически не было царя, после смерти Бориса Годунова шел период междуцарствия. Боярская дума оказалась заложником самых низменных кругов во главе с Федором Мстиславским. После нашествия Дмитрия Первого Москва на протяжении 11 месяцев была оккупирована поляками. В мае 1606 года к власти пришел Василий Шуйский, но и это не стабилизировало положение. Шуйский стал безвольной игрушкой в руках боярских кругов. К тому же Россия подверглась мощному антифеодальному восстанию, крестьянской войне Ивана Болотникова. А Шуйский совершил ряд крупных политических ошибок, например, заключил договор со Швецией. Согласно ему, шведы высадили десант в Архангельской губернии якобы для борьбы с поляками, а на самом деле оккупировали наши северо-западные территории. Россию захватили сразу две иностранные армии – польская и шведская.

В 1608 году началась новая интервенция – Дмитрия Второго. Он захватил Подмосковье, наложил контрибуции ряду городов. В Москве сидел Шуйский, а бояре тем временем гадали, кому служить – ему или уже Дмитрию Второму, «тушинскому вору». В итоге в 1610 году Шуйский был свергнут, увезен в Польшу. В Москву вступил гетманский корпус Жолкевского, боярская дума была арестована.

Даже попытка великого ратоборца Михаила Скопина-Шуйского стабилизировать положение не удалась. И тогда поднялся народ – ополченцы под предводительством Минина и Пожарского выбили поляков из Москвы, сняли оккупацию Подмосковья. 4 ноября по новому стилю закончилось многолетнее “Смутное время” на Руси. Решался вопрос – быть или не быть России, государство могло стать игрушкой западных держав. Но страна вернула себе суверенитет. Народ выполнил с честью свою миссию – выгнал захватчиков. Столбовский мир и Деулинское перемирие поставили точку в войнах.

Мы должны чтить то время, когда Россия впервые в мировой истории выдвинула народ как самостоятельную политическую силу. 4 ноября 1612 года – в числе славных дат нашего прошлого. А возвращение к истории, наверное, один из немногих способов консолидировать наше многополярное общество. Память о том, как русский народ проявил самые лучшие свои черты – любовь к Родине, способность к самопожертвованию, сплачивает россиян, вызывает чувство гордости за Отечество.

Ольга Николаева