Наследие
Почему в Ульяновске не могут ужиться два памятника одинаково достойным людям?
В регионе не утихает полемика по поводу восстановления памятника известному российскому реформатору Петру Столыпину. Начало ей положило обращение нескольких ученых к губернатору с просьбой рассмотреть возможность реконструкции скульптуры. Памятник Петру Столыпину работы итальянского скульптора Этторе Хименеса появился в Симбирске на угловом участке зданий Дворянского собрания и II гимназии (Дворянского пансиона) 1 сентября 1913 года. Бронзовый бюст был установлен на пьедестале светло розового гранита, обращенным на Соборную площадь. Открытый в присутствии близких родственников реформатора, он долгое время считался копией другого – монумента Столыпину в Киеве работы того же мастера. В марте 1917 года скульптура была разрушена ошалевшим от свободы народом. А чуть более шестидесяти лет назад на оставшемся от памятника пьедестале установлен бюст писателя Гончарова скульптора Ветрова.
В 2012 году исполняется 200 лет со дня рождения Гончарова, 150 лет –со дня рождения Столыпина, а в 2011 году – сто лет со дня смерти Столыпина, говорит один из авторов письма, доцент кафедры философии УлГУ Сергей Петров. Мы предлагаем восстановить на прежнем пьедестале бюст Петра Аркадьевича, а для скульптуры Гончарова соорудить новый пьедестал и установить его у драмтеатра, который носит имя писателя. Подобная просьба была направлена председателю комитета области по культурному наследию Шарпудину Хаутиеву и главному архитектору Татьяне Тарасовой. Последняя одобрила проект, а Хаутиев отослал запрос в “Росохранкультуру” и получил ответ, что при соблюдении ряда процедур такая акция возможна. Поддержали нашу идею и директор драматического театра Наталья Никонорова, бывший директор краеведческого музея, известный историк Марк Валкин.
Обсуждение вопроса было вынесено на заседания ученого совета краеведческого музея, общественной палаты, совета по культуре при губернаторе. У предложения нашлись и сторонники, и противники. Сергей Петров позвонил в Русский музей и Музей скульптуры в СанктПетербурге. Музейщики свели его с московским искусствоведом Кириллом Соколом, одним из главных специалистов по творчеству Хименеса. Тот развеял миф, что симбирский бюст представлял собой просто копию киевского. Это была совершенно самостоятельная работа. На памятнике в Киеве – городе, где убили Столыпина, политик был изображен с печально опущенной головой. На нашем смотрящим прямо вперед. Сокол считает, что симбирский памятник изготовлен прямо в Милане, где находилась мастерская скульптора.
На днях Сергей Борисович связался со специалистами Всероссийского фонда изучения наследия Столыпина. Через Российскую академию художеств ищет специалистов, готовых полностью воссоздать скульптуру.
В чем наш интерес? – рассуждает краевед. Это будет хороший пропагандистский ход накануне нескольких дат, связанных со Столыпиным. Он привлечет внимание всей России к городу. Петр Столыпин бывал в Симбирске в 1910 году, когда ездил по глубинке, следя за ходом аграрной реформы. Он – потомок крупнейших дворянских родов Симбирска, правнук нашего земляка Алексея Столыпина, внук четы Дмитрия Столыпина и Екатерины Анненковой, связанных с Симбирском, кузен поэта Михаила Лермонтова. Восстановленный памятник мог бы стать высокохудожественной работой, по сути, реконструированным творением известного мастера. А потом два памятника для города всегда лучше, чем один. Никто не умаляет заслуг Гончарова, и ни о каком попрании его памяти, как называют наш проект противники, речи не идет. Бюст писателя будет расположен в еще более выигрышном месте. Мы всего лишь хотим устранить очередную историческую несправедливость. Удивительно, что находятся люди, сомневающиеся во вкладе Столыпина в развитие России. Недавно прошел конкурс “Имя России”, Петр Аркадьевич оказался на втором месте после Александра Невского. Это ли не всенародное признание его заслуг перед Отечеством? Выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. Его планы по переустройству страны были огромны, однако мало что из них он смог реализовать. До получения портфеля премьер министра Столыпин, выходец из спецслужб, окончил Санкт-Петербургский университет, был весьма умеренным либералом, сторонником сильной власти. Истории известны примеры удачного продолжения такой жизненной стези, и окажись на тот момент Россия президентской республикой, еще неизвестно, какой дальнейший поворот сделала бы судьба Петра Аркадьевича – он вполне обладал надлежащими морально волевыми качествами для занятия позиции национального лидера. Но тогда над ним стоял царь.
“Бывают роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества”, – с грустью признавал сам Столыпин. Действительно, проводимые им преобразования отличались системностью, именно поэтому комплекс его реформ именовали “Планом Столыпина”. Помимо земельной реформы эти мероприятия затрагивали такие вопросы, как формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти; силовые структуры и судопроизводство, местное управление и самоуправление, а также вопросы экономики, финансов, инфраструктуры, образования, науки и культуры; противодействие террору, укрепление обороноспособности страны. Полный комплекс.
Почти всякая речь, произнесенная Столыпиным в Государственной Думе, достойна быть помещенной в хрестоматию российской политической мысли. Вот как Петр Аркадьевич говорил о ценности слова: “Правительство должно избегать лишних слов, но есть слова, выражающие чувства, от которых в течение столетий усиленно бились сердца русских людей”. А вот как примерно ту же мысль попытался выразить его коллега в начале 90х годов ХХ века: “На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться. Правительство – это вам не тот орган, где можно одним только языком!” Как говорится, найдите десять отличий.
Несмотря на государственные и ораторские успехи, Столыпин подвергался многочисленным нападкам как со стороны правых, так и левых политических группировок. С 1909 года по отношению к главе царского правительства начались мелкие, но систематические придирки. Николай II все более неблагосклонно взирал на него, и, хотя продолжал выдавать ему Высочайшие рескрипты с выражением признательности и даже произвел Петра Аркадьевича в гофмейстеры, все же “политическим тяжеловесом” Столыпина назвать нельзя. По тем временам сложилось обыкновение, что, если царь не одобрил трех подряд инициатив министра, тот должен сам подать в отставку. Однако его отставку Николай II не принял. Кончилось тем, что, когда он приехал в Киев на торжества по случаю открытия памятника Александру II, ему не удосужились найти места в царском кортеже, не дали ему и казенного фиакра. Пришлось Петру Аркадьевичу ловить извозчика. В тот же день открытия памятника, уже в театре, его смертельно ранили, и от полученных ранений он скончался.
Столыпин вел здоровый образ жизни. Он не курил, спиртное употреблял только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считал это занятие пустым и даже вредным, чем зачастую ставил в затруднительное положение своих сослуживцев и подчиненных. Но при всем этом окружающие считали его радушным, веселым и остроумным, великолепно воспитанным и всесторонне образованным – то есть человеком весьма позитивным.
Удивительно, каким чудом погибающая империя смогла из недр своих призвать на свет такого государственного гиганта к осуществлению масштабной и великой миссии. На фоне мелкотравчатой номенклатуры своего времени фигура Петра Столыпина, великого политика и реформатора, выделяется особенно заметно. В России учреждена Национальная премия имени Столыпина “Аграрная элита России”. 2005 год был объявлен Годом Петра Столыпина. А в 2008 году Правительство Российской Федерации учредило медаль его имени за заслуги в решении стратегических задач социально экономического развития страны. И все же у увековечения памяти политика до сих пор находятся противники. Видимо, его роль в русской истории еще предстоит оценить. Может быть, в чем-то Ульяновску удастся стать пионером?
Ольга Николаева