Это село Ульяновской области — настоящий автозавод под открытым небом. Сколько дворов — столько автомобилей собственного изготовления. И каждый выглядит так, будто только что съехал с экрана из какого-нибудь мультфильма
Продукт татарско-сайманского автопрома называется коротко и непонятно: «топ-топ». Это название закрепилось за местными самодельными грузовичками благодаря двухтактному двигателю, издающему характерные «топающие» звуки. Завелись топ-топы у местных примерно в те же времена, когда в соседнем Тольятти советская власть рожала монстра по имени «АвтоВАЗ». Теперь вся местная молодежь работает на вазовском конвейере, а когда приезжает на побывку домой, выслушивает от стариков поучения, как надо правильно делать машины.
Рецепт самого топ-топа прост как три копейки: рама и задние колеса — газовские, передние — от культиватора, движок — либо восьмилошадный У-2 от армейского автономного генератора, либо помощнее — от трактора Т-16. Кабину иногда мастерят из старого запорожца или трактора ДТ-75, но классический топ-топ ездит с мотором наружу, не признавая ни кабины, ни обшивки капота. И пока своими глазами не увидишь это чудо техники, ни за что не поймешь, насколько это красиво смотрится.
Татарский Сайман — типичное степное село, жаркое и пыльное летом, ледяное, продуваемое всеми ветрами зимой. С севера на юг его пересекают семь оврагов, с востока на запад под небольшим углом по небу идет солнце, деля всех жителей на тех, кто на солнечной стороне, и тех, кто в тени. Говорят, у них даже характеры различаются.
Своим автопромыслом Татарский Сайман обязан тому безымянному советскому чиновнику, которому пришло в голову в целях борьбы за механизацию сельского хозяйства объявить лошадь в этой местности персоной нон-грата. Чтобы как-то минимизировать последствия этого гениального решения, хитрые местные жители начали тырить в родном колхозе «Красный путь» списанные детали от сельхозтехники и лепить из них маленькие экономичные выносливые аппараты. В Москву на них, конечно, не поедешь, а вот сено привезти или там картошку, щебень, навоз — на небольших расстояниях незаменимая вещь.
— Первый топ-топ появился у Хамзы Думбалова, — вспоминает глава местного сельсовета Усман Магдеев. — Следующим был фронтовик Кяшаф Тимаев, он все дороги знал от Сталинграда до Берлина. А теперь этих машин в селе больше двухсот. Одно время нас гаишники гоняли, но потом оставили в покое. А некоторым даже удалось свои топ-топы зарегистрировать.
Как добраться
Из Москвы с Казанского вокзала до станции Ключики. Отсюда либо на маршрутке, либо, если не жалко 300 рублей, на такси. Ближайшие крупные города — Сызрань, Пенза, Тольятти (до них от Ключиков ходят электрички), Ульяновск (только на автобусе). По самому Татарскому Сайману лучше всего передвигаться на чьем-нибудь топ-топе с персональным водителем. Разумеется, не бесплатно.
Где остановиться
Негде. Но если очень хочется, то можно.
Негласной гостиницей является гостеприимный дом матери главы сельсовета Усмана Магдеева, в котором можно снять комнату. Тариф определяется философски: сколько не жалко.
Что купить
Настоящее свежее мясо. Продают его тут «по подписке». В условиях экономической диктатуры ненавистной «бразилятины» местные жители придумали свой механизм сбыта: когда кто-нибудь собирается резать бычка, он оповещает об этом все село и собирает «подписку». 150 рублей за килограмм. Для покупателя это дешевле, чем на базаре, для продавца — дороже, чем у перекупщиков.
Дмитрий Соколов-Митрич, автор «Русский репортер»
Фото: Сергей Каптилкин для «РР»
Завистник
А нам по 180 привозят, прямо в подъезд – к тетке на втором этаже.
дед Егор
Скоро в каждом доме начнем строить самолеты, летательные аппараты и дирижабли. Мы же "Авиационная столица"!
подпрессом
мясо и самолеты ни при чем. материал хороший – за это респеект и уважуха
Шүрәле
Ну безнең халык находчивый инде)))Дөрес ме Тимур юзер?
Башка авылларда да шундый кешелщр бар))) шулай яши инде авыл халкы. Татар Сайманы ягында бер гаделсезлек бар – анда тагын бер зур татар авылын бар – Зур Чирекле, ярамый мы иде поселение хакимимятен йә Чирекледә, йә Саймандаурнаштырырга. Юк – ниндидер аборигенның башана килгән Никулино тимер юл станциясендә куерга…ну аңсызлар…
А чаво это
Шурале Тимур юзер дерес ме? Чаво находчиыый инде накалякал? У них, понимашь, юк ниндидер аборигенннын. Вот и живут хорошо.
сегмент
нифигаси – каменты!!!!!! Перевод будет??? А то кроме находчивого шурале юзера Тимура – ничего не поняла.
Переводу нету
Они русский не понимай, на латинице не умей. Приколым такая у нее.
сегмент
Вот еще – "в Никулино аборигенов юк на станции" – это что кончились что ли?
Если прикол – то зашибись просто, молодец кто-то. Ничего не понятно и смешно. Так на любую статью наших СМИ писать можно. Не уходил бы никуда Шурале находчивый инде.
Да прикол над Тимуром
и над всей администрацией. Правда, что ли, что Тимур – юзер, спрашивают? У нас, говорят, все без башки делается: рядом с Татарским Сайманов есть большое поселенеие Чирекле, так хотели, чтобы административно оно относилось к Сайману, нет, умники из администрации приписали его к желдорстанции Никулино. В общем, дураков в области навалом, как и в районах. Дурак, пишут, на дураке сидит и дураком погоняеет. Да здравствует мировая интернет-революция, пишут. Привет москвичам передают – дураки, мол, с них тут начинаются.
Шүрәле
смысл в чем. Есть Никулинское поселение. В него входят села Т. Сайман, Б.Чирклей и жд станция Никулино, и почему-то адм.центром стало Никулино. Че за дурак придумал сделать его амд. центром?
сегмент
Ну так Шурале, говорят, что дураков в Маскве без фонаря найти без проблем. Вы там поищите, но отсюда не уходите -интересно с Вами.
Шурале-
черт. Для Сегмента. Дураков везде найти без проблем с фонарями и без, хоть в Москве, хоть в Ульянске, хоть в Татарском Саймане.